ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Главы Тутаевского муниципального района Ярославской области

 

от 20.02.2009 № 90

 

 

 

Об утверждении Муниципальной

целевой программы «Развитие

потребительского рынка

Тутаевского муниципального

района на 2009 – 2011 годы»

 

В соответствии с постановлением Администрации Ярославской области от 30.08.2006 г. №193-а «О Концепции развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года», Областной целевой программой «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области» на 2008-2009 годы, утвержденной постановлением Администрации ЯО от 10.09.2007 г. №383-а

 

П О С Т А Н О В Л Я Ю:

 

1. Утвердить прилагаемую Муниципальную целевую программу «Развитие потребительского рынка Тутаевского муниципального района на 2009 – 2011 годы».

2.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы Администрации Тутаевского муниципального района Маклакова С.А.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

 

  

Глава Тутаевского

муниципального района                                                                   

Я.Ю. АНДРЕЕВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                         Утверждена

                                                                                                  постановлением

                                               Главы Тутаевского муниципального района                     

от 20.02.2009    90

 

 

Муниципальная целевая программа

 « Развитие потребительского рынка  

Тутаевского муниципального района на 2009-2011годы»

 

г. Тутаев

2009 год

 

 

 

 

П А С П О Р Т  П Р О Г Р А М М Ы

Наименование программы

Муниципальная целевая  программа «Развитие потребительского рынка   Тутаевского муниципального   района  на 2009-2011 годы»

Муниципальный заказчик программы

Администрация  Тутаевского муниципального района

Основной разработчик программы

Департамент экономики и инвестиций Администрации Тутаевского муниципального района

Исполнитель программы

Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района.

Задачи программы

1.  Обеспечение  доступности потребительского рынка для сельского населения, совершенствование инфраструктуры потребительского рынка на селе.

2.Обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке района и защиты прав потребителей.

3.  Организация подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка  района.

4. Содействие развитию социально-значимых бытовых услуг.

Сроки реализации программы

2009-2011 годы

Объёмы и источники

финансирования программы

Общая потребность в финансовых средствах, в том числе *:

2009 год – 50  тысяч рублей;

2010 год – 50  тысяч рублей;

2011 год – 50  тысяч рублей;

средства областного бюджета на 2009 год  в размере – 446 тыс. руб.;

Средства областного бюджета на 2010-2011 гг. будут уточнены позднее

Ответственные лица для контактов

Директор департамента АПК, охраны окружающей среды и природопользо-вания  Администрации ТМР Ю.А. Храмкин;

Директор департамента экономики  и инвестиций Администрации ТМР

 Д.А. Гаврилов.

 

 

Общая потребность в ресурсах

 

Наименование ресурсов

Ед. измерения

Потребность

Всего

2009 год

2010 год

2011 год

1

2

3

4

5

6

Финансовые ресурсы:

тыс. руб.

596

496

50

50

- областной бюджет*

тыс. руб.

446

446

-

-

-местный бюджет

тыс. руб.

150

50

50

50

 

*  средства областного бюджета для реализации программы на 2010-2011 гг. будут уточнены позднее.

 

Описание проблемы

 

Программа развития потребительского рынка представляет собой совокупность мероприятий, направленных на решение актуальных проблем и реализацию установленных приоритетов с целью поддержки производителей социально-значимых видов торговых и бытовых услуг, защиты прав потребителей, улучшения обслуживания потребителей, совершенствования средств правового регулирования, координации и контроля, развития механизмов саморегулирования рынка.

Недостаточное развитие конкурентной среды  не позволяет эффективно использовать рыночные механизмы  для повышения качества товаров и услуг,  их ценовой и территориальной доступности.  В ходе приватизации в значительной мере оказались утерянными рычаги регулирования потребительского рынка села, было резко ослаблено внимание к решению общесистемных проблем развития потребительского рынка села, прежде всего, к существованию и совершенствованию его инфраструктуры.

Сложившееся размещение объектов торгового обслуживания в Тутаевском  районе  не полностью отвечает потребностям населения. В особо сложном положении оказались населённые пункты, расположенные вдали от крупных населённых пунктов, дорожных магистралей и с небольшим количеством проживающих (в основном пенсионного возраста).

На потребительском рынке Тутаевского  муниципального района по состоянию на 01.01.2009 г.  функционируют  свыше 240  магазинов розничной торговли с суммарной площадью торговых залов  14,6 тыс. кв. м., три  торговых комплекса.

Численность работающих в сфере розничной торговли составляет свыше  2 500 человек.

В Тутаевском районе функционируют 55 предприятий общественного питания на 3 344 посадочных места:  1 общедоступная столовая на 40 посадочных мест, 1 ресторан – 64 посадочных места, 9 столовых при образовательных учреждениях  на 1364 места, 4 бара на 195 мест, 12 кафе на 458

мест. Численность работающих в сфере общественного питания - свыше 350 человек.

Общая численность работающих в  сфере потребительского рынка по району составляет свыше 3500 человек.

Объем розничного товарооборота  по муниципальному району за 2007г. составил 1 663 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 15,4 % больше, чем в 2006 году. Оборот розничной торговли на душу населения в 2007 году сложился в сумме 28,8 тыс. руб. (что ниже среднедушевого товарооборота по области, но значительно превышает, аналогичный показатель в других  районах:  в Рыбинском р-не – 19 тыс. руб.,  Некрасовском р-не - 22 тыс. руб., Гаврилов-Ямском - 24 тыс. руб., Первомайском - 24  тыс. руб., Брейтовском – 22 тыс. руб.).

В 2008 году розничный товарооборот в целом по муниципальному району увеличился в фактических ценах на 25%, в сопоставимых на 8% и составил        2 169,3 млн. руб.

За  2007 год оборот общественного питания достиг 75,6 млн. руб., что в сопоставимых ценах составляет 104 % от уровня 2006г., (в целом по области рост составил 8 %). Среднедушевой оборот общественного питания в районе за рассматриваемый период составил 1,3 тыс. руб. (что ниже среднего по области, хотя и превышает среднедушевой оборот в Даниловском, Брейтовском, Борисоглебском,  Большесельском, Любимском, Пошехонском  районах).

Оборот общественного питания по полному кругу предприятий в 2008 году составил 87,5 млн. руб., что выше уровня прошлого года в фактических ценах на 22,9 %, в сопоставимых ценах - на 0,1%.

В 2008 г. населению Тутаевского муниципального района всеми хозяйствующими субъектами оказано платных услуг на 601,3 млн. рублей, что в фактических ценах выше уровня прошлого года на 10,6 процента.

Еще одной проблемой сферы потребительского рынка является слабая обеспеченность предприятий потребительского рынка профессиональными кадрами, которая должна решаться путём обучения, повышения квалификации, переквалификации, участии в конкурсах и "мастер-классах".

В целях улучшения состояния потребительского рынка района, удовлетворения потребностей сельских жителей, защиты их прав требуется не только создание иных форм организации  обслуживания  сельских жителей и более активное участие поселений, координация действий всех организаций, отвечающих за нормальное функционирование  рынка услуг, но и консолидация финансовых источников из бюджетов разных уровней и внебюджетных источников, увеличение адресной поддержки государства, а также совершенствование нормативно-законодательной базы деятельности сферы сельской торговли.

Значительную роль в жизнеобеспечении сельского населения услугами торговли, общественного питания играет потребительская кооперация Тутаевского  района.

Потребительская кооперация обладает всеми необходимыми предпосылками, чтобы стать  действенным  элементом  механизма  реализации  государственных программ и проектов развития сельскохозяйственного  производства и возрождения села.

Потребительская кооперация является многоотраслевой структурой.

В период перехода  к   рыночной   экономике   деятельность     потребительской кооперации по закупке сельскохозяйственной продукции и сырья у жителей и сельхозтоваропроизводителей особенно пострадала, так как в силу своей специфики требовала отвлечения оборотных средств на длительный период. Для того  чтобы обеспечить максимальную закупку всей продукции, выращенной    населением   для     продажи, необходимо восстановить сеть приёмозаготовительных пунктов, создать производственную инфраструктуру по первичной обработке, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов  и   ягод.

Программа развития  потребительского рынка Тутаевского  района разработана с целью укрепления и развития потребительского рынка, повышения эффективности деятельности системы сельской торговли,  удовлетворения потребностей населения, а также развития системы потребительской кооперации Ярославской области, защиты прав потребителей.

 

Характеристика задач программы

 

Основанием для разработки программы являются:

- Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300/1 «О защите прав потребителей»;

- Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года  № 3085-1 «О потребительской кооперации  (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»;

-    постановление Правительства Российской Федерации  от 07.01.99  № 24 «О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием»;

- решение Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу от 28.01.2008 № 323-17/82 «Об использовании потенциала потребительской кооперации в интересах сельского населения Российской Федерации»;

- постановление Администрации Ярославской области от 30.08.2006 № 193-а «О Концепции развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года»;

- ОЦП «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения и торговли в Ярославской области» на 2008-2009 годы;

- Концепция развития конкуренции на продовольственных рынках Ярославской области на 2009-2011 годы;

- Концепция развития потребительского рынка Ярославской области на период до 2010 года.

 

 

Задачи программы

 

1. Обеспечение  доступности потребительского рынка для сельского населения, совершенствование инфраструктуры потребительского рынка на селе.

2. Обеспечение качества и безопасности продовольственных товаров на потребительском рынке района и защиты прав потребителей.

3. Организация подготовки и переподготовки кадров для предприятий потребительского рынка  района.

4. Содействие развитию социально-значимых бытовых услуг.

Решение поставленных задач  предполагает:

- гарантированное обеспечение сельского населения социально значимыми продовольственными и непродовольственными товарами;

- увеличение оборота розничной торговли и общественного питания  ТМР;

- организацию закупок сельскохозяйственной продукции и сырья  в личных  подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения района;

- защиту прав потребителей (особенно в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах);

- повышение уровня занятости населения района на основе сохранения существующих и создания новых рабочих мест.

 

Описание планируемых результатов реализации программы

 

Организация выполнения мероприятий, изложенных в программе (Приложение 1), является инструментом  реализации  стратегии  Администрации района в сфере повышения качества обслуживания сельского населения.

#G0Реализация  Программы на 2009-2011 годы обеспечит:

- повышение качества обслуживания  населения;

- обеспечение населения товарами первой необходимости в отдалённых труднодоступных сельских населённых пунктах;

- повышение эффективности работы организаций потребительской кооперации за счёт действенных мер по их финансовой поддержке;

- ежегодный рост оборота розничной торговли в районе  на 110 процентов, оборота общественного питания  - на 105 процентов (в сопоставимых ценах);

- ежегодный рост объема закупаемой сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения области на 5%.

 

Методика оценки эффективности программы


      Эффективность   реализации   программы   ежегодно   оценивается   путем соотнесения степени достижения основных целевых показателей программы к уровню ее финансирования с начала реализации.
     Показатель эффективности рассчитывается по формуле:

 

 

 

     (Xi тек - Xi начальн)
Ki ----------------------------------
      (Xi план - Xi начальн)
R = ------------------------------------------ х 100%
(Fтек / Fплан)


 

Хі начальн


 

- значение і-го целевого показателя на начало периода реализации Программы;

Хі план


 

- плановое значение показателя;

Хі тек


 

- текущее значение показателя;

Fплан


 

- плановая сумма финансирования по Программе;

Fтек


 

- сумма финансирования на текущую дату;

Кі


 

- весовой коэффициент параметра.

    

При расчете эффективности реализации программы используются следующие основные целевые показатели и их весовые коэффициенты:

п/п

Показатель

Значение весового коэффициента

1.

Темп роста оборота розничной торговли  ТМР в сопоставимых ценах

0,2

2.

Темп роста оборота   общественного питания в сопоставимых ценах

0,1

3.

Объём бытовых услуг, оказанных населению, в сопоставимых ценах

0,4

4.

Рост объёма закупаемой сельскохозяйственной продукции и сырья в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах населения района

0,2

 

5.

Рост численности  работников потребительского рынка в ТМР

0,1

Итого

1

   

 

При значении R <90% результативность реализации программы признаётся низкой.

При значении 90% <R < 95% результативность реализации программы признаётся средней.

При значении R>95% результативность реализации программы признаётся высокой.

 

Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации программы

 

Исполнитель программы осуществляет:

-       нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации программы, включая разработку финансовых и организационных механизмов;

- организацию размещения в сети Интернет информации о ходе реализации программы, финансировании мероприятий и другой информации;

- подготовку и представление отчётов о реализации программы за соответствующий год;

- в установленном порядке привлечение бюджетных и внебюджетных средств, необходимых для реализации программы. 

 

Порядок финансирования на возмещение расходов по доставке товаров в отдалённые сельские населённые пункты

 

Возмещение расходов по доставке товаров в отдалённые сельские населённые пункты (далее – возмещение расходов) осуществляется в части затрат на горюче-смазочные материалы, произведённых при доставке товаров в отдалённые сельские населённые пункты, не имеющие стационарной торговой сети (далее - отдалённые населённые пункты). Возмещение расходов производится в форме субсидий организации (индивидуальному предпринимателю) в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете района, в том числе за счёт межбюджетных трансфертов областного бюджета.

Субсидии предоставляются на основании муниципального контракта, подписанного Департаментом АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района с победителем конкурса по доставке товаров в отдалённые населённые пункты (Приложение  2)  (далее – получатель), проводимом в порядке, установленным Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг  для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года  и иными федеральными законами.

     Участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение  муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных  Федеральным законом «О размещении заказов на       поставки  товаров, выполнение  работ, оказание  услуг   для   государственных и

муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года  и иными федеральными законами.

Объём субсидии на компенсацию затрат по доставке товаров в отдалённые населённые пункты определяется на основании справки-расчёта по установленной форме (приложение 3).

Для получения субсидии получатель ежеквартально представляет в Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района справку-расчёт на возмещение расходов. Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района проверяет поступившую справку-расчёт и в течение 40 дней перечисляет денежные средства на счёт получателя. Субсидии за I, II, III кварталы предоставляются ежеквартально на компенсацию затрат, осуществленных в предыдущем квартале текущего финансового года.  Для получения субсидии за IV квартал получатель до 2 декабря представляет в Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района предварительный  расчет  расходов (по форме справки-расчета), на основании которого Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района в течение 30 дней перечисляет денежные средства на счёт получателя.

В случае поступления  от населения заявлений с претензиями о качестве предоставляемых услуг, на рассмотрении жалобы обязательно личное присутствие получателя.

В случае невыполнения получателем условий договора, Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации Тутаевского муниципального района вправе расторгнуть его  в одностороннем порядке. Субсидия на компенсацию затрат, указанных в абзаце 1 настоящего раздела, за квартал, в котором был расторгнут договор, не предоставляется.

Обнаруженные при проверке излишне выплаченные суммы субсидии подлежат возврату в полном объёме в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

Руководитель аппарата

Администрации ТМР                                         

С.А. СТЕПАНОВ

 

 

 

Приложение 1

                                                                                                            к  программе

Основные мероприятия реализации программы

 

п\п

наименование
мероприятия

Срок исполнения мероприя-тия, годы

исполнитель

объем финансирования из бюджета ТМР тыс. руб.


 


 

 

 

2009г

2010г

2011г

1

Информационно-консультативная деятельность

1.1

Разработка нор-мативных право-вых актов по вопросам потре-бительского рын-ка

2009-2011

 Департамент экономики и инвестиций  Администрации ТМР

 

 

 

1.2

Уточнение  базы данных (реес-тров) производи-телей работ и услуг

2009-2011

 Департамент экономики и инвестиций  Администрации ТМР


 


 


 

1.3

Подготовка ана-литических мате-риалов о состоя-нии и развитии сети предприятий потребительского рынка, анализ их деятельности

2009-2011

 Департамент экономики и инвестиций  Администрации ТМР


 


 


 

2

Совершенствование качества оказания бытовых услуг

2.1

Участие в област-ных конкурсах профессиональн-го мастерства

2009-2011

руководители предприятий, индивидуальные предприниматели


 


 


 

2.2

Повышение ква-лификации работ-ников сферы услуг

2009-2011

руководители предприятий, индивидуальные предприниматели


 


 


 

3

Создание условий для обслуживания малообеспеченных слоев населения

3.1

 Возмещение  расходов по дос-тавке товаров в отдаленные сельские насе-ленные  пункты  района

2009-2011

Департамент АПК, охраны окружающей среды и природопользования Администрации ТМР

50

50

50

3.2

Оказание кон-сультационной помощи населе-нию во вопросам защиты прав пот-ребителей

 

 Департамент экономики и инвестиций  Администрации ТМР

 

 

 


 

Всего (тыс. руб.): 150


 


 

50

50

50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  2

                                                                                                            к  программе

 

Перечень отдаленных деревень Тутаевского муниципального района, 

не имеющих стационарной торговой сети

 

Борисоглебское сельское поселение:

д. Квашнино

д. Назарово

д. Зайки

д. Мишутино

д. Ивановское

д. Михайлово

д. Паратики

д. Болотово

д. Кардинское  

д. Григорьевское

д. Петрецово

д. Жарки    

с. Благовещенье

д. Мирогостово 

д. Веригино

д. Гораздово  

д. Потыкино

д. Понгилово

д. Новенькое

 

Великосельское сельское поселение:

д. Бариново

д. Гаврово

д. Руновское

д. Рославлево

д. Ломки

д. Стояново

д. Панкратово

д. Метенинино

 

Помогаловское сельское поселение:

д. Евчаково 

д. Куприянцево

д. Посеново

с. Малый Покров

д. Ивановское  

д. Зуево

д. Красково  

д. Красново

д. Погорелка  

д. Сухоногово

д. Масленники

 

Артемьевское сельское поселение:

д. Ильинское

д. Безмино

с. Ваулово

д. Ионовское

д. Рождественное

д. Лазарцево

д. Шелково

д. Мишаки

д. Антифьево

 

 

Чебаковское сельское поселение:

д. Тамарово

д. Константиново

д. Медведево

д. Михайловское

д. Галкино

д. Петрушино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               Приложение 3             

                                                                                                                                  к  программе

Наименование организации

_________________________________

ИНН/КПП _______________________

 

 

СПРАВКА – РАСЧЁТ

на возмещение расходов по доставке товаров  в отдалённые

населённые пункты

за ____________ квартал 20___ г.

 

 

Дата

№ путевого листа*

 

Расстояние

км

 

Стоимость бензина за 1 л,

руб.

Расходы, связанные с автоперевозками (ГСМ)

руб.

ст.5=ст.3 х 0,17 х ст.4

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

Руководитель организации______________________________________

                                                           м.п.

 

Главный бухгалтер               _________________________________________

 

 

 

* с предоставлением копии путевого лица, заверенного должным образом руководителем предприятия