Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение












f11615c3-79b0-49b3-bc73-fedaecb7f0d3.jpg
 WhatsApp Image 2025-07-21 at 10.46.33.jpeg 123.jpg     

Постановление от 05.05.2025 № 393-п

Постановление (вложение)

Администрация   Тутаевского муниципального района

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 05.05.2025 № 393-п                                                                           

г. Тутаев

 

Об утверждении Порядка (плана) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) на территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.             № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», приказом МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13 ноября 2024 г. № 2234 «Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду», в целях обеспечения устойчивого функционирования объектов жилищно-коммунального хозяйства и объектов теплоэнергетики, своевременной и качественной подготовки их к работе в осенне-зимний период, а также предупреждения чрезвычайных ситуаций, Администрация Тутаевского муниципального района

 

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

 

1.                Утвердить Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) на территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области.

2.                     Настоящее постановление разместить на официальном сайте Администрации Тутаевского муниципального района.

3.                     Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Тутаевского муниципального района по вопросам безопасности Лашичеву С.А.

4.                     Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания.

 

 

 

Глава Тутаевского

муниципального района                                                                     О.В. Низова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                          Приложение № 1

                                                                                          к постановлению Администрации ТМР

                                                                                                от 05.05.2025 №393-п    

 

 

Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) на территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области.

 

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящий «Порядок (план) действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций в сфере теплоснабжения (в том числе с применением электронного моделирования аварийных ситуаций) на территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области» (далее - Порядок) разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормами и правилами в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителям на основании:

Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 №188-ФЗ;

Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»;

Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1997                  № 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011                  № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - постановление № 354);

Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115;

Приказа Госстроя РФ от 20 августа 2001 г. №191 «Об утверждении Методических рекомендаций по техническому расследованию и учету технологических нарушений в системах коммунального энергоснабжения и работе энергетических организаций жилищно-коммунального комплекса»;

Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 13 ноября 2024 г. №2234 «Об утверждении Правил обеспечения готовности к отопительному периоду и Порядка проведения оценки обеспечения готовности к отопительному периоду»;

Постановления Правительства РФ от 2 июня 2022 г. №1014 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении»;

Приказа МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».

1.2. Действие настоящего Порядка распространяется на отношения по организации взаимодействия в ходе ликвидации аварий в системах теплоснабжения между организациями теплоснабжения, электроснабжения и водоснабжения, осуществляющими деятельность на территории Тутаевского муниципального округа Ярославской области. Порядок разработан в целях координации деятельности Администрации Тутаевского муниципального района (далее Администрация), ресурсоснабжающих организаций, управляющих компаний, товариществ собственников жилья, потребителей тепловой энергии, при решении вопросов, связанных с ликвидацией последствий аварийных ситуаций на системах теплоснабжения Тутаевского района.

1.3. В Плане под аварийной ситуацией понимаются технологические нарушения на объекте теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта теплоснабжения и (или) теплопотребляющей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов теплоснабжения и (или) теплопотребляющих установок, полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии (мощности).

1.4. К перечню возможных последствий аварийных ситуаций (чрезвычайных ситуаций) на тепловых сетях и источниках тепловой энергии относятся:

- кратковременное нарушение теплоснабжения населения, объектов социальной сферы;

- полное ограничение режима потребления тепловой энергии для населения, объектов социальной сферы;

-   причинение вреда третьим лицам;

- разрушение объектов теплоснабжения (котлов, тепловых сетей, котельных);

- отсутствие теплоснабжения сутки и более.

1.5. Основной задачей Администрации является обеспечение устойчивого теплоснабжения потребителей, поддержание необходимых параметров энергоносителей и обеспечение температурного режима в зданиях в соответствии с действующими нормативами.

1.6. Обязанности теплоснабжающих организаций:

- организовать круглосуточную работу дежурно-диспетчерской службы (далее - ДДС) или заключить договоры с соответствующими организациями;

- разработать и утвердить инструкции с разработанным оперативным планом действий при технологических нарушениях, ограничениях и отключениях потребителей при временном недостатке энергоресурсов или топлива;

- при получении информации о технологических нарушениях на инженерно-технических сетях или нарушениях установленных режимов энергосбережения обеспечить выезд на место своих представителей;

- производить работы по ликвидации аварии на обслуживаемых инженерных сетях в минимальные сроки;

- принимать меры по охране опасных зон (место аварии необходимо оградить, обозначить знаком и обеспечить постоянное наблюдение в целях предупреждения случайного попадания пешеходов и транспортных средств в опасную зону);

- доводить до диспетчера Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (далее - ЕДДС) информацию о прекращении или ограничении подачи теплоносителя, длительности отключения с указанием причин, принимаемых мерах и сроках устранения, привлекаемых силах и средствах.

1.7. Взаимоотношения теплоснабжающих организаций с исполнителями коммунальных услуг и потребителями определяются заключенными между ними договорами и действующим законодательством в сфере предоставления коммунальных услуг. Ответственность исполнителей коммунальных услуг, потребителей и теплоснабжающей организации определяется балансовой принадлежностью инженерных сетей и фиксируется в акте, прилагаемом к договору разграничения балансовой принадлежности инженерных сетей и эксплуатационной ответственности сторон.

1.8. Исполнители коммунальных услуг обеспечивают своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, а также разработку и выполнение согласно договору на пользование тепловой энергией графиков ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения.

1.9. Потребители коммунальных услуг обеспечивают допуск работников специализированных организаций, с которыми заключены договоры на техническое обслуживание и ремонт теплопотребляющих систем, на объекты в любое время суток.

 

2. Цели и задачи

 

2.1. Целью Плана является:

- повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования объектов социальной сферы;

- мобилизация усилий по ликвидации технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;

- снижение до приемлемого уровня технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения;

- минимизация последствий возникновения технологических нарушений и аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения.

2.2. Задачами Плана является:

- приведение в готовность оперативных штабов по ликвидации аварийных ситуаций на объектах жилищно-коммунального назначения, концентрация необходимых сил и средств;

- организация работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;

- обеспечение работ по локализации и ликвидации аварийных ситуаций материально-техническими ресурсами;

- обеспечение устойчивого функционирования объектов жизнеобеспечения населения, социальной и культурной сферы в ходе возникновения и ликвидации аварийной ситуации.

 

3. Организация работ

 

3.1. Управление ликвидацией аварий на объектах теплоснабжения.

Координацию работ по ликвидации аварии на муниципальном уровне осуществляет комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации ТМР, на объектовом уровне - руководитель организации, осуществляющей эксплуатацию объекта.

Органами повседневного управления являются:

- на муниципальном уровне - ЕДДС по вопросам сбора, обработки и обмена информации, оперативного реагирования и координации совместных действий ДДС организаций, расположенных на территории муниципального образования, оперативного управления силами и средствами аварийно-спасательных и других сил постоянной готовности в условиях чрезвычайной ситуации (далее - ЧС);

- на объектовом уровне - дежурно-диспетчерская служба организации.

Размещение органов повседневного управления осуществляется на стационарных пунктах управления, оснащаемых техническими средствами управления, средствами связи, оповещения и жизнеобеспечения, поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

3.2. Силы и средства для ликвидации аварий на объектах теплоснабжения.

В режиме повседневной деятельности на объектах теплоснабжения осуществляется дежурство специалистов.

Для ликвидации аварий в установленном порядке создаются и используются:

- резервные фонды, которые должны обеспечивать проведение аварийно-восстановительных работ в нормативные сроки;

3.3. Порядок действий по ликвидации аварий на объектах теплоснабжения.

О причинах аварии, масштабах и возможных последствиях, планируемых сроках ремонтно-восстановительных работ, привлекаемых силах и средствах руководитель работ информирует диспетчера ЕДДС в течение 10 минут с момента происшествия, ЧС, а также ответственных лиц Администрации.

О сложившейся обстановке Администрация информирует население через средства массовой информации, а также посредством размещения информации на официальном сайте Администрации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3.4. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в результате аварии (аварийном отключении коммунально-технических систем жизнеобеспечения населения в жилых кварталах на сутки и более, а также в условиях критически низких температур окружающего воздуха) работы координирует комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации ТМР.

3.5. Устранение последствий аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения, повлекшее временное (в пределах нормативно допустимого времени) прекращение теплоснабжения или незначительные отклонения параметров теплоснабжения от нормативного значения, организуется силами и средствами эксплуатирующей организации в соответствии с установленным внутри организации порядком. Оповещение других участников процесса централизованного теплоснабжения (потребителей) по указанной ситуации осуществляется в соответствии с регламентами (инструкциями) по взаимодействию дежурно-диспетчерских служб организаций или иными согласованными распорядительными документами.

3.6. В случае, если возникновение аварийных ситуаций на тепловых сетях и объектах централизованного теплоснабжения может повлиять на функционирование иных смежных инженерных сетей и объектов, эксплуатирующая организация оповещает любым доступным способом о повреждениях владельцев коммуникаций, смежных с поврежденной.

В зависимости от вида и масштаба аварии эксплуатирующей организацией принимаются неотложные меры по проведению ремонтно-восстановительных и других работ, направленных на недопущение размораживания систем теплоснабжения и скорейшую подачу тепла в социально значимые объекты.

3.7. В случае возникновения крупных аварий, которые по критериям (приказ МЧС России от 05.07.2021 № 429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера») могут перерасти в ЧС, проводятся мероприятия в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

4.     Риски возникновения аварий, масштабы и последствия:

 

Наиболее вероятными причинами возникновения аварий и сбоев в работе котельных и тепловых сетей могут послужить:

- прекращение подачи электрической энергии, холодной воды, топлива на источник тепловой энергии;

- внеплановый останов (выход из строя) оборудования на объектах системы теплоснабжения;

- неблагоприятные погодно-климатические явления (ураган, сильные ветры, сильные морозы, обледенение);

- человеческий фактор (неправильные действия персонала).

 

В таблице 4.1. представлен перечень возможных аварийных ситуаций, их описание, масштабы и уровень реагирования, типовые действия персонала.

 


Причина возникновения аварии

Описание

аварийной ситуации

Возможные масштабы аварии и последствия

Уровень

реагирования

Действия

персонала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5. Количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения:

 

Таблица 5.1. - Количество сил, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения

 

 

 

 

 

 

Теплоснабжающая организация

 

Информация о формировании аварийных бригадах на объектах ЖКХ и в сфере эксплуатации жилищного фонда

всего бригад, ед.

общая численность, чел.

кол-во спецтехники, ед.

в том числе аварийных бригад РСО

всего бригад, ед.

общая численность, чел.

кол-во спецтехники, ед.

1

2

3

4

5

6

7

Тутаевский муниципальный округ

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5.2. - Количество средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте теплоснабжения

 

Наименование средств

Количество

Место дислокации (хранения)

 

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

 

6.     Состав и дислокация сил и средств:

 

        6.1. К работам при ликвидации последствий аварийных ситуации привлекаются специалисты аварийно-диспетчерских служб, оперативный персонал котельных, ремонтные бригады, специальная техника и оборудование организации, в эксплуатации которой находится система теплоснабжения в круглосуточном режиме, посменно, а также аварийные бригады теплоснабжающей организации.

Нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ по ликвидации последствий аварийных ситуаций, осуществляющей эксплуатацию систем теплоснабжения, приведено в таблице 6.1.

 

Таблица 6.1. - Нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения работ по ликвидации

 

 


Наименование

Функциональные

группы

Выделяемые

Силы

Средства

1

2

3

4

Ресурсоснабжающая организация

Аварийно-

диспетчерская

служба

(круглосуточно)

Дежурный диспетчер,

начальник смены,

водитель, слесаря по обслуживанию сетей.

Автомобиль

Оперативный

персонал на котельной

котельных (круглосуточно)

 

Операторы, аппаратчики.

 

Аварийная бригада

(по вызову)

Мастер; слесаря по ремонту тепловых сетей; сварщики, водители, машинисты (автокрана, экскаватора)

 

Экскаватор, автокран, автомобиль

 

 


 

 

 

7.                Перечень мероприятий, направленных на обеспечение безопасности населения (в случае, если в результате аварий на объекте теплоснабжения может возникнуть угроза безопасности населения)

 

 

В зависимости от температуры наружного воздуха установлено нормативное время на устранение аварийной ситуации. Значения нормативного времени на устранение аварийной ситуации приведены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3.

 

Таблица 7.1. - Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах теплоснабжения

 

№ п/п

Наименование технологического нарушения

Время на устранение

Ожидаемая температура в жилых помещениях при температуре наружного воздуха, С

0

-10

-20

более -20

1

Отключение отопления

2 часа

20

18

15

15

2

Отключение отопления

4 часа

19

15

15

15

3

Отключение отопления

6 часов

18

15

15

10

4

Отключение отопления

8 часов

17

15

10

10

 

 

Таблица 7.2. - Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах водоснабжения

 

 

№ п/п

Наименование технологического нарушения

Диаметр труб, мм

 

Время устранения, ч, при глубине заложения труб, м

до 2

более 2

1

Отключение водоснабжения

до 400

8

12

2

Отключение водоснабжения

св. 400 до 1000

12

18

3

Отключение водоснабжения

св. 1000

18

24

 

 

Таблица 7.3. - Расчеты допустимого времени устранения технологических нарушений на объектах электроснабжения      

 

 

№ п/п

Наименование технологического нарушения

Время устранения

1

Отключение электроснабжения

2 часа– при наличии двух

независимых взаимно

резервирующих

источников питания;

24 часа – при наличии

1 источника питания

 

При прибытии на место аварии, старший по должности из числа персонала аварийной бригады эксплуатирующей организации обязан:

-        составить общую картину характера, места, размеров аварии;

-        определить потребителей, теплоснабжение которых будет ограничено (или полностью отключено) и период ограничения (отключения), отключить и убедиться в отключении поврежденного оборудования и трубопроводов, работающих в опасной зоне;

-        организовать предотвращение развития аварии;

-        принять меры к обеспечению безопасности персонала, находящегося в зоне работы;

-        получить от дежурного диспетчера по средствам связи, для проведения необходимых переключений, план действий, измененный режим теплоснабжения;

-        определить последовательность отключения от теплоносителя, когда и какие инженерные системы при необходимости должны быть опорожнены;

-        определяет необходимость прибытия дополнительных сил и средств, для устранения аварии.

Самостоятельные действия персонала по ликвидации аварийных ситуаций не должны противоречить требованиям «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», «Правил техники безопасности при эксплуатации тепловых энергоустановок и тепловых сетей потребителей», правил техники безопасности, производственных инструкций.