РЕШЕНИЕ
Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области
от 03.05.2007 № 88-г
Об утверждении «Программы
реструктуризации сети
общеобразовательных учреждений
в Тутаевском муниципальном
районе на 2007 - 2009 годы»
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131- ФЗ, Постановлением Администрации области от 28.10.2005 года № 278 «Об утверждении областной целевой программы развития образования на 2006 - 2007 годы и перспективу до 2010 года», Уставом Тутаевского муниципального района Ярославской области
Муниципальный Совет Тутаевского муниципального района
РЕШИЛ:
1.Утвердить прилагаемую Программу реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Тутаевском муниципальном районе на 2007 - 2009 годы.
2.Решение вступает в силу с момента его подписания.
3.Контроль за исполнением данного решения возложить на постоянную комиссию Муниципального Совета Тутаевского муниципального района по социальной политике (Никольский В.В.).
Глава Тутаевского
муниципального района
Я.Ю.АНДРЕЕВ
Администрация Тутаевского муниципального района
Департамент образования
ПРОГРАММА
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Тутаевском
муниципальном районе на 2007-2009 годы
Тутаев
2007
Паспорт Программа
реструктуризации сети общеобразовательных учреждений в Тутаевском муниципальном районе на 2007 - 2009 гг.
Наименование программы |
Муниципальная целевая программа |
Основание разработки Программы |
1) Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года. одобренная распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2) Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года, 3) Концепция реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации на 2002-2010 годы, 4) Информационное письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004г.). 5) Программа развития образования Ярославской области на 2006-2007 годы и перспективу до 2010 года, утвержденная Постановлением Администрации области от 28.10.2005 года № 278. |
Государственный заказчик Программы |
Администрация Тутаевского муниципального района Ярославской области |
Основные разработчики Программы |
Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района |
Цели и задачи Программы |
Создание необходимых условий для достижения нового, современного качества образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и образовательных программ, сетевой организации образовательного пространства, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, финансовых, материально-технических и управленческих ресурсов. Задачи: -оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий; -обеспечение развития образовательных учреждений за счет создания новых видов образовательных учреждений, сетевой организации образовательного процесса, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации управленческих и педагогических кадров; -разработка, апробация и внедрение новых моделей и механизмов организации и управления образования. |
Сроки реализации Программы |
2007-2009 годы |
Перечень разделов Программы |
1.Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом: 1.1. Анализ внешних условий функционирования сети ОУ. 1.2. План - схема образовательной сети Тутаевского муниципального района. 1.3. Анализ внутренних условий функционирования сети ОУ. 2. Описание желаемого будущего структуры сети общего образования к 2009 году. 3.Основные цели, задачи, сроки реализации Программы 4. Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений 5. Система программных мероприятий 6.Этапы, сроки осуществления реструктуризации (приложения). 7.План-график улучшения транспортной доступности общего образования. 8. Ресурсное обеспечение Программы 9. Механизм реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации. 10. Ожидаемые результаты реализации Программы |
Исполнители Программы |
Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области |
Общая стоимость Программы |
6638,4 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
-создание и развитие новых видов современных общеобразовательных учреждений для обеспечения доступности качественного образования; -улучшение материально-технического оснащения общеобразовательных учреждений (приоритет - базовые (опорные) школы); -создание правовых, административных, экономических условий для эффективного управления ресурсами. |
Основные мероприятия Программы |
разработка и принятие нормативно-правовой документации муниципального уровня, не противоречащей федеральному и региональному уровням; организация и осуществление консультативной поддержки образовательных учреждений муниципального района; повышение доступности качества и эффективности образовательного процесса; обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифицированными кадрами, организация и осуществление целевого повышения квалификации. |
Источники финансирования Программы |
региональный бюджет Ярославской области; бюджет Тутаевского муниципального района Ярославской области |
Система контроля за ходом реализации Программы |
текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Департамент образования Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области, который ежегодно к 15 сентября предоставляет информацию Главе Тутаевского муниципального района Ярославской области |
1.Анализ проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом.
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р. определены основные параметры Российского образования нового уровня: доступность, качество, эффективность. Достижение этих параметров возможно лишь путем комплексных, системных преобразований в сфере образования, как на региональном, так и на муниципальном уровнях, направленных на построение целостного и эффективного образовательного пространства, в котором обеспечивается доступность качественного образования для всех слоев населения, эффективность использования имеющихся образовательных ресурсов. Важнейшим компонентом любого образовательного пространства является сеть образовательных учреждений. Наличие оптимальной сети образовательных учреждений обеспечивает доступность образовательных услуг для населения. Организация эффективного взаимодействия образовательных учреждений как сетевых единиц в рамках единого образовательного пространства обеспечивает максимальное использование образовательных ресурсов для достижения наиболее качественного образования. Таким образом, проблема реструктуризации образовательных сетей является одной из ключевых проблем модернизации российского образования.
Программа реструктуризации сети общеобразовательных учреждений Тутаевского муниципального района на 2007 - 2009 гг. (далее - Программа) разработана на основе анализа нынешнего состояния образования в районе и в соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепцией реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации на 2002-2010 годы, документом Министерства образования и науки Российской Федерации «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» (2004г.).
Программа определяет основные пути оптимизации системы образования района, направленные на повышение доступности, эффективности и качества образования за счет более эффективного использования и укрепления ресурсов общеобразовательных учреждений.
1.1. Анализ внешних условий функционирования сети ОУ
Тутаевский муниципальный район
расположен в центре Ярославской области. Центр района - город Тутаев. Территория 1444,0 кв.км. Расстояние от областного
центра
Район разделен рекой Волга на 2 части. С весны по осень организуется переправа. Наиболее развита правобережная часть района: развивается производство, есть
возможность трудоустройства, обеспечена хорошая транспортная доступность.
В левобережной части промышленность развивается медленно, транспортная доступность недостаточна, населенные пункты разбросаны и удалены от районного центра.
Тутаевский муниципальный район включает в себя 1 городское и 7 сельских поселений, 332 сельских населённых пункта. В среднем на 1 сельское поселение приходится 42 населённых пункта.
1. Характеристика населения МР
Год |
Численность населения |
Доля сельского населения |
2004 |
59319 |
18,6% |
2005 |
58950 |
18,4% |
2006 |
58487 |
18,4% |
Большая часть населения проживает в городе (81.5%), доля сельского населения (18.4%) на протяжении последних 3-х лет остаётся стабильной.
Численность постоянного населения ТМР можно назвать стабильной, хотя сокращение численности в среднем происходит на 7% ежегодно, т.е. смертность превышает рождаемость.
Анализируя состояние населения по возрастным группам, следует заметить, что в районе 63.4% населения в возрасте 16-59 лет, 19.9% в возрасте от 55 лет и старше, 16.7% в возрасте от 0 до 15 лет. Т.е. наблюдается тенденция «старения населения» района.
На 1000 лиц трудоспособного возраста приходится 781 нетрудоспособный человек, из них 498 человека старше трудоспособного и 283 человека моложе трудоспособного возраста. Таким образом, удельный вес в общей численности трудоспособного населения составляет 63,3%.
Большая часть трудоспособного населения (44,5%) работает в промышленности, в сельском хозяйстве занято 9.9%, в сфере образования работает 11.3%, в ЖКХ занято 7,6% работающих, в сфере здравоохранения, физической культуры и социального обеспечения занято 7,4 %.
Таким образом, в промышленной сфере работает почти половина трудоспособного населения района.
Следует отметить, что уровень безработицы в районе в течение 5 лет снизился с 2% до 1,4%.
2. Уровень финансового благополучия МР
Год |
Собственные доходы бюджета на душу населения по МР |
Доля собственных доходов бюджета МР |
Дефицит бюджета (доля от доходов) |
2004 |
224510 |
40,90% |
профицит |
2005 |
135750 |
26,30% |
25,6 |
2006 |
167958 |
25,60% |
профицит |
Доля собственных доходов бюджета с 2004 года по 2006 год снизилась почти в 2 раза
.
Среднемесячная заработная плата в нашем районе 5771 рубль, что на 1595 рублей ниже среднеобластного значения.
По уровню обеспеченности населения жильем в Тутаевском районе на одного жителя приходится 24,3 кв.м., что выше областного значения на 2,1 кв.м.
Растет отношение бюджета образования к местному бюджету:
2004 год |
34,2% |
2005 год |
35,8% |
2006 год |
38% |
Бюджетом 2007 года предусмотрено затратить на развитие образования 290305 тыс. рублей.
Прогноз детского населения муниципального района (города) |
||||||||||
|
Годы |
|
||||||||
|
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
|||||
|
город |
село |
город |
село |
город |
село |
город |
село |
|
|
дошкольники |
3519 |
845 |
3658 |
778 |
3802 |
725 |
3920 |
669 |
|
|
до 1 года |
576 |
91 |
587 |
70 |
600 |
68 |
616 |
65 |
|
|
от 1 до 2 лет |
521 |
127 |
576 |
91 |
587 |
70 |
600 |
68 |
|
|
От 2х до 3х лет |
505 |
120 |
521 |
127 |
576 |
91 |
587 |
70 |
|
|
от 3 до 4 лет |
515 |
128 |
505 |
120 |
521 |
127 |
576 |
91 |
|
|
от 4 до 5 лет |
498 |
121 |
515 |
128 |
505 |
120 |
521 |
127 |
|
|
от 5 до 6 лет |
456 |
121 |
498 |
121 |
515 |
128 |
505 |
120 |
|
|
от 6 до 7 лет |
448 |
137 |
456 |
121 |
498 |
121 |
515 |
128 |
|
|
школьники |
4507 |
938 |
4361 |
926 |
4406 |
934 |
4441 |
950 |
|
|
1 класса |
354 |
84 |
448 |
131 |
456 |
121 |
498 |
121 |
|
|
2 класса |
472 |
93 |
354 |
82 |
448 |
131 |
456 |
121 |
|
|
3 класса |
420 |
77 |
472 |
91 |
354 |
82 |
448 |
131 |
|
|
4 класса |
411 |
109 |
420 |
75 |
472 |
91 |
354 |
82 |
|
|
5 класса |
485 |
91 |
411 |
106 |
420 |
75 |
472 |
91 |
|
|
6 класса |
457 |
106 |
485 |
89 |
411 |
106 |
420 |
75 |
|
|
7 класса |
427 |
100 |
457 |
104 |
485 |
89 |
411 |
106 |
|
|
8 класса |
416 |
118 |
427 |
98 |
457 |
104 |
485 |
89 |
|
|
9 класса |
550 |
110 |
416 |
115 |
427 |
98 |
457 |
104 |
|
|
10 класса |
215 |
18 |
256 |
17 |
220 |
20 |
230 |
15 |
|
|
11 класса |
300 |
32 |
215 |
18 |
256 |
17 |
210 |
15 |
|
|
Всего |
8026 |
1783 |
8019 |
1704 |
8208 |
1659 |
8361 |
1619 |
|
|
В городе количество детей дошкольного возраста увеличивается, следовательно, потребность в детских дошкольных учреждениях города возрастает. В селе ситуация- противоположная.
4. Рынок труда
По числу хозяйствующих субъектов в Тутаевском районе преобладают предприятия оптовой и розничной торговли, ремонту авто и мототехники, бытовых изделий и предметов личного пользования, а также предприятия сельского хозяйства и обрабатывающих производств. В производственном секторе наблюдается рост отгруженных товаров собственного производства. В отношении сельскохозяйственной продукции наблюдается тенденция незначительного снижения объемов. Сельское хозяйство района в основном ориентировано на выпуск животноводческой продукции.
Близкой к критической является ситуация в сфере строительства. В настоящее время крупные строительные организации в районе практически отсутствуют.
Одним из ключевых факторов в развитии района является малое предпринимательство.
Система здравоохранения в районе представлена следующей сетью медицинских учреждений:
- МУЗ Тутаевская ЦРБ, включает в себя Фоминскую амбулаторию и 22 фельдшерско-акушерских пункта;
- МУЗ Тутаевская городская больница;
- МЛУ Константиновская районная больница;
Сфера культуры включает в себя:
- МУК «Централизованная библиотечная система» Тутаевского муниципального района в которую входит 26 библиотек.
- МУ «Районный центр культуры и досуга»Тутаевского муниципального района состоящий из 14 структурных подразделений;
- МУ «Районный Дворец культуры» Тутаевского муниципального района состоящий из 9 структурных подразделений;
- МУ «Центр туризма Романов - Борисоглебск», в уставной деятельности которого предусмотрено проведение не только мероприятий туристской направленности, но и организация кинопоказа для населения;
- МОУ «Детская школа искусств».
Уровень регистрируемой безработицы в районе за 2006 год 1,8%, что ниже уровня за 2005 год на 0,2%. Всего безработных на конец 2006 года числится 669 человек из них с высшим профессиональным образованием 97 человек, со средним профессиональным 130 человек, с начальным профессиональным - 108, со средним полным - 209, не имеющих среднего полного 125 человек. В возрастной категории от 16 до 29 лет безработных 285 человек, что составляет 43% от всех безработных.
По данным Государственного учреждения «Центр занятости населения» Тутаевского района на 01.01.2007 года зарегистрировано 634 вакансии. В структуре заявленных вакансий преобладает спрос на рабочих квалифицированных профессий, способных выполнять взаимосвязанные работы в комплексе: слесари-станочники, водители со всеми категориями, электрогазосварщики, электромонтеры, а также швеи, повара, продавцы.
Среди профессий специалистов и служащих наибольшим спросом пользуются инженеры по различным видам деятельности, воспитатели, медицинские работники среднего звена.
Специфика рынка труда района обусловлена тем, что большая часть трудоспособного населения занята в промышленном производстве, которое испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и квалифицированных рабочих. Этим объясняется большой набор в классы физико-математического и химико-биологического профиля.
В связи с привлечением в город иностранных инвесторов возникнет потребность в специалистах со знанием иностранного языка (английский, немецкий, французский).
5. Транспортные и коммуникационные сети
Состояние транспортных и коммуникационных сетей образовательного пространства школ правого берега достаточно хорошее. Единственная удаленная от города школа Чебаковская, но имеет школьный автобус. Имеют школьный автобус и другие сельские школы правого берега (Емишевская ООШ, Константиновская СОШ, Фоминская СОШ)
Образовательное пространство левого берега менее доступно.
Автобус имеют только 3 школы из 12: Павловская СОШ, Ченцевская
СОШ, Помогаловская СОШ. Возникают проблемы с подвозом
учащихся старшего звена из Великосельской ООШ (
Телефонизированы все образовательные учреждения района. Выход в Интернет имеют 46% школ, по окончании 2007 года данную возможность будут иметь все школы.
1.2. План - схема образовательной сети Тутаевского муниципального района
1.3. Анализ внутренних условий функционирования сети ОУ.
Образовательная система Тутаевского муниципального района представлена вариативной сетью образовательных учреждений различных типов и видов: 13 муниципальных средних школ и 1-а негосударственная средняя школа (Православная), 9 основных, 2 начальных школы - детских сада, 24 дошкольных образовательных учреждений, 6 учреждений дополнительного образования, вечернее сменное образовательное учреждение Центр образования. Всего школ, расположенных в сельской местности - 16 ( 69,6 %), в том числе средних - 6, основных -9, начальная школа - детский сад -1.
В правобережной части района расположено 10 общеобразовательных учреждений (9 средних школ, в том числе 1-негосударственное ОУ, 1 основная школа), 2 начальных школы - детских сада (1 - в городе, 1 - в п. Микляиха), 6 учреждений дополнительного образования, 15 детских садов, вечернее сменное образовательное учреждение Центр образования. В левобережной части района- 4 средних школы, 8 основных школ, 9 детских садов.
Необходимо отметить, что в рамках образовательного пространства района на каждой ступени образования обеспечивается достаточно широкий спектр образовательных услуг, однако сегодня имеется ряд объективных факторов, которые нарушают его целостность и единство. Анализ функционирования сети свидетельствует о влиянии негативных тенденций на развитие образовательной системы.
1.Сокращение контингента учащихся.
Создавшаяся демографическая ситуация ведет к сокращению количества школьников. В общеобразовательных школах района на 1 сентября 2006 года обучаются 5445 учащихся. Из них в сельских школах - 916 (16,8 % от общего числа обучающихся).
Так, по сравнению с 2002 годом школьников стало меньше на 2486 человека, или на 31,13 %. В последующие годы данная тенденция незначительно изменится
Прогноз изменения контингента школьников с 2002 по
(Данные без учета количества обучающихся Православной школы и Центра образования).
Уменьшение контингента обучающихся за последние 3 года
|
Сокращение контингента |
|
|
Человек |
% |
Средние школы города |
991 |
19,0 |
Средние школы села |
146 |
11,4 |
Основные школы села |
53 |
17,0 |
В то же время количество школ не уменьшается, а так же различна степень изменения численности учащихся по школам:
№ школы |
2004-2005 Уч. год |
2005-2006 Уч. год |
2006-2007 Уч. год |
Изменение количества |
|
|||||||
|
Кл/к |
Уч-и |
Кл/к |
Уч-и |
Кл/к |
Уч-и |
Кл/к |
Уч-и |
||||
лицей №1 |
33 |
768 |
31 |
743 |
31 |
710 |
-2 |
-58 |
||||
СОШ№2 |
15 |
309 |
14 |
292 |
13 |
285 |
-2 |
-24 |
||||
СОШ№3 |
32 |
812 |
31 |
765 |
29 |
707 |
-3 |
-105 |
||||
СОШ№4 |
17 |
405 |
15 |
348 |
13 |
278 |
-4 |
-127 |
||||
СОШ№5 |
11 |
244 |
11 |
246 |
11 |
241 |
= |
-3 |
||||
СОШ№6 |
37 |
911 |
37 |
928 |
36 |
909 |
-1 |
-2 |
||||
СОШ№7 |
58 |
1030 |
39 |
996 |
39 |
877 |
-19 |
-153 |
||||
Нач. шк.-дет. сад №4 |
4 |
70 |
3 |
46 |
2 |
35 |
-2 |
-35 |
||||
Православная школа |
11 |
117 |
11 |
91 |
11 |
84 |
= |
-33 |
||||
Всего по городу |
218 |
4666 |
192 |
4455 |
185 |
4126 |
-33 |
-540 |
||||
Константиновская СОШ |
23 |
533 |
22 |
514 |
21 |
465 |
-2 |
-68 |
||||
Фоминская СОШ |
14 |
258 |
15 |
292 |
14 |
272 |
= |
+14 |
||||
Чебаковская СОШ |
10 |
107 |
9 |
100 |
10 |
103 |
= |
-4 |
||||
Столбищенская СОШ |
9 |
92 |
9 |
85 |
9 |
68 |
= |
-24 |
||||
Павловская СОШ |
9 |
55 |
9 |
52 |
10 |
52 |
+1 |
-3 |
||||
Ченцевская СОШ |
10 |
77 |
5 |
92 |
10 |
85 |
= |
+8 |
||||
Всего по СОШ села |
75 |
1122 |
69 |
1135 |
74 |
1045 |
-1 |
-77 |
||||
Емишевская ООШ |
6 |
39 |
9 |
90 |
11 |
87 |
+5 |
+48 |
||||
Новинская ООШ |
7 |
25 |
3 |
27 |
4 |
26 |
-3 |
+1 |
||||
Борисоглебская ООШ |
7 |
24 |
3 |
20 |
3 |
16 |
-4 |
-8 |
||||
Верещагинская ООШ |
7 |
33 |
3 |
28 |
4 |
25 |
-3 |
-8 |
||||
Никольская ООШ |
7 |
42 |
4 |
39 |
4 |
28 |
-3 |
-14 |
||||
Помогаловская ООШ |
8 |
33 |
5 |
43 |
6 |
41 |
-2 |
+8 |
||||
Першинская ООШ |
9 |
51 |
6 |
55 |
8 |
35 |
-1 |
-16 |
||||
Великосельская ООШ |
6 |
32 |
3 |
33 |
3 |
35 |
-3 |
+3 |
||||
Савинская ООШ |
5 |
16 |
3 |
17 |
3 |
16 |
-2 |
= |
||||
Нач. шк.-дет. сад №24 |
3 |
32 |
3 |
28 |
3 |
27 |
= |
-5 |
||||
Всего по ООШ села |
65 |
327 |
42 |
380 |
49 |
336 |
-16 |
+9 |
||||
Итого |
385 |
6115 |
303 |
5970 |
308 |
5507 |
-50 |
-608 |
||||
Наполняемость одних школ превышает установленные лицензионные нормы, а другие школы, наоборот, работают при пустующих кабинетах:
школы |
Число мест по лицензии |
Кол-во учащихся на 01.09.2006г. |
лицей №1 |
800 |
710 |
СОШ№2 |
450 |
285 |
СОШ№3 |
950 |
707 |
СОШ№4 |
600 |
278 |
СОШ№5 |
350 |
241 |
СОШ№6 |
800 |
909 |
СОШ№7 |
900 |
877 |
Нач. шк.-дет. сад №4 |
140 (100ч. дошк. гр.) |
35 |
Православная школа |
275 |
84 |
Константиновская СОШ |
425 |
465 |
Фоминская СОШ |
550 |
272 |
Чебаковская СОШ |
600 |
103 |
Столбищенская СОШ |
150 |
68 |
Павловская СОШ |
197 |
52 |
Ченцевская СОШ |
100 |
85 |
Емишевская ООШ |
160 |
87 |
Новинская ООШ |
80 |
26 |
Борисоглебская ООШ |
100 (10ч. дошк. гр.) |
16 |
Верещагинская ООШ |
100 |
25 |
Никольская ООШ |
90 |
28 |
Помогаловская ООШ |
130 |
41 |
Першинская ООШ |
110 |
35 |
Великосельская ООШ |
190 |
35 |
Савинская ООШ |
50(20ч. дошк. гр.) |
16 |
Нач. шк.-дет. сад №24 |
60(25ч. дошк. гр.) |
27 |
В соответствии с предельной наполняемостью школ, в некоторых контингент обучающихся превышает установленные лицензионные нормы и в связи с этим организуется обучение в две смены (6 учреждений - 614 детей), а другие школы ( в основном сельские), работают при пустующих кабинетах (14 школ района посещают 49,4% детей от предельной наполняемости).
2.Кадровая проблема
2.1.Несмотря на существенные изменения теоретической подготовки педагогов в вопросах овладения методами научного исследования, современными педагогическими и информационными технологиями полученные знания используются недостаточно эффективно.
Уровень образования
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
627 |
596 |
529 |
468 |
506 |
Высшее |
532 |
509 |
443 |
393 |
434 |
Незаконченное высшее |
18 |
18 |
21 |
18 |
25 |
Среднее специальное |
72 |
66 |
59 |
56 |
47 |
Квалификационные категории ( работники и руководители ОУ)
|
2002-2003 |
2003-2004 |
2004-2005 |
2005-2006 |
Всего |
721 |
713 |
632 |
596 |
Аттестованы |
640 |
597 |
589 |
553 |
Высшая |
87 |
83 |
85 |
89 |
Первая |
211 |
226 |
231 |
229 |
Вторая |
342 |
288 |
273 |
235 |
Увеличение количества педагогов
|
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Город |
442 |
428 |
380 |
334 |
355 |
Село |
185 |
168 |
149 |
134 |
151 |
всего |
627 |
596 |
529 |
468 |
506 |
2.2.Имеющаяся тенденция сокращения учащихся сельских школ обострила кадровые проблемы в сельских школах. В школах села работают 151 педагог, 42,5 % от числа всех педагогов занятых в образовании.
Сегодня кадровая проблема в сельской школе - это не только проблема обеспечения жилищно-бытовыми условиями и социальными гарантиями для учителя, но прежде всего - это проблема его учебной нагрузки, его профессионального становления и роста в условиях дефицита информации и методической помощи. В сложившейся ситуации кадровое обеспечение сельской школы не отвечает ее потребностям. В результате снижается уровень доступности и качества образования на селе по сравнению с городом.
2.3.Существуют проблемы и с кадрами: процент учителей пенсионного возраста к числу молодых специалистов 159%, а значит очень велика доля учителей консервативных, т.е. не склонных к совершенствованию собственных технологий обучения и воспитания, восприятию новых.
3.Увеличение расходов на 1-го ученика
Уменьшение контингента учащихся в значительной мере увеличивает расходы на содержание одного ученика, особенно в сельских школах.
Стоимость содержания одного обучающегося в школах села значительно выше, чем в школах города. Имеет место разброс в средних расходах на одного обучающегося, так за три последние года это составило:
Фактические расходы
за 2004-
№ школы |
Расходы на 1 ученика |
В среднем за 3 года |
||
|
2004 |
2005 |
2006 |
|
лицей №1 |
10357 |
10206 |
14837 |
11800 |
СОШ№2 |
11709 |
12483 |
18201 |
14131 |
СОШ№3 |
9693 |
9519 |
15451 |
11554,3 |
СОШ№4 |
11563 |
10272 |
16974 |
12936,3 |
СОШ№5 |
11845 |
11018 |
17099 |
13320,7 |
СОШ№6 |
8726 |
9430 |
13411 |
10522,3 |
СОШ№7 |
11689 |
12168 |
15906 |
13254,3 |
Нач. шк.-дет. сад №4 |
17122 |
20708 |
18834 |
18888 |
ЦО |
7070 |
7917 |
|
7493,5 |
Всего по городу |
11086 |
10372,1 |
16339,1 |
12599,1 |
Константиновская СОШ |
9569 |
10394 |
16266 |
12076,3 |
Фоминская СОШ |
16205 |
16857 |
23967 |
19009,7 |
Чебаковская СОШ |
25724 |
26115 |
39400 |
30413 |
Столбищенская СОШ |
23403 |
31378 |
43059 |
32613,3 |
Павловская СОШ |
37496 |
39445 |
58638 |
45193 |
Ченцевская СОШ |
22166 |
18998 |
32976 |
24713,3 |
Всего по СОШ села |
22427,2 |
23864,5 |
35717,7 |
27336,5 |
Емишевская ООШ |
31811 |
30398 |
45498 |
35902,3 |
Новинская ООШ |
35181 |
32188 |
49253 |
38874 |
Борисоглебская ООШ |
41798 |
36765 |
63115 |
47226 |
Верещагинская ООШ |
40264 |
46518 |
57978 |
48253,3 |
Никольская ООШ |
30584 |
38226 |
57790 |
42200 |
Помогаловская ООШ |
30934 |
33823 |
55115 |
39957,3 |
Першинская ООШ |
23191 |
27107 |
38478 |
29592 |
Великосельская ООШ |
30592 |
42443 |
37168 |
36734,3 |
Савинская ООШ |
36991 |
40955 |
55487 |
44477,7 |
Нач. шк.-дет. сад №24 |
20368 |
21060 |
35863 |
25763,7 |
Всего по ООШ села |
32171,4 |
34948,3 |
49574,5 |
38898,1 |
Стоимость содержания одного учащегося за 2006 год колеблется в сельских школах от 23967 (Фоминская СОШ) до 63115 руб. (Борисоглебская ООШ), среди школ города от 13411 (СОШ№6) до 18201 руб. (СОШ№4). Особенности экономического развития и географического положения района и существующей сети в сельской местности сделали издержки по ее содержанию чрезвычайно высокими.
4.Население отдаленных сел сегодня не имеет равных возможностей с жителями города на получение услуг в сфере дошкольного, среднего общего и дополнительного образования. Доступность образования обеспечивается в основном за счет реализуемой в области губернаторской программы «Школьный автобус». Девять школьных автобусов (11 маршрутов) осуществляют организованную перевозку 371 учащегося к месту учебы, 90 обучающихся пользуются рейсовым автобусом, 96,6% из них пользуются льготными проездными билетами. Учитывая особенности территории, учащиеся правобережных школ района имеют наибольшую возможность выбора образовательного учреждения и образовательной услуги (специальное коррекционное обучение, профильное обучение и пр.). Для жителей населенных пунктов левобережья выбор ограничен.
5.Ресурсы существующей образовательной сети используются нерационально. Пространственная отдаленность школ, отсутствие современной коммуникационной инфраструктуры не позволяют обеспечить тесное взаимодействие учреждений в использовании имеющихся кадровых, информационных и материальных ресурсов.
6.Разделение района рекой на 2 части создает проблемы в организации доступности качественного общего и дополнительного образования школьников обучающихся в образовательных учреждениях левобережья.
7.Постоянное недофинансирование расходов на капитальный ремонт, обветшание материально-технической базы отдельных учреждений.
В Тутаевском районе в аварийном состоянии находится Константиновская СОШ. В капитальном ремонте нуждаются 5 городских и 5 сельских школ. Имеются не все виды благоустройства в двух городских школах: № 2 и № 5 и 8 сельских школах: Чебаковской, Ченцевской, Помогаловской, Великосельской, Верещагинской, Никольской, Новинской, Першинской. Не могут быть организованы полноценные уроки физической культуры из-за отсутствия спортивного зала в следующих школах: Помогаловской, Верещагинской, Никольской, Першинской, Православной. Столовые или буфеты работают во всех школах за исключением Помогаловской, Борисоглебской, Никольской, Новинской, Першинской.
Влияние факторов на качество образования
Существующие факторы различно сказываются на качестве образования в различных школах. Об этом свидетельствует и эффективность работы школ в среднем за 2004 -2006г. Рассмотрим лишь некоторые из них.
Процент успеваемости и качество образования в школах района различны:
Школа |
% успеваемости |
Качество обучения (в%) |
|
|||||
|
2003- 2004 |
2004- 2005 |
2005- 2006 |
2003- 2004 |
2004- 2005 |
2005- 2006 |
||
лицей №1 |
98,4 |
98 |
96 |
31,8 |
27 |
28 |
||
СОШ№2 |
97,3 |
94 |
98 |
28,4 |
33 |
31 |
||
СОШ№3 |
96,5 |
100 |
94 |
30,6 |
31 |
30 |
||
СОШ№4 |
97,2 |
93 |
97 |
30,3 |
25 |
26 |
||
СОШ№5 |
98,5 |
99 |
100 |
31,3 |
23 |
30 |
||
СОШ№6 |
98,6 |
96 |
100 |
27,8 |
33 |
30 |
||
СОШ№7 |
97,4 |
95 |
96 |
27,4 |
32 |
25 |
||
Нач. шк.-дет. сад №4 |
100 |
100 |
100 |
23,3 |
24 |
22 |
||
Православная школа |
98,1 |
93 |
93 |
36,4 |
40 |
28 |
||
Константиновская СОШ |
94,5 |
100 |
93 |
37,2 |
21 |
25 |
||
Фоминская СОШ |
97,3 |
98 |
99 |
35,4 |
27 |
30 |
||
Чебаковская СОШ |
98,5 |
95 |
94 |
22,7 |
34 |
23 |
||
Столбищенская СОШ |
91,8 |
94 |
99 |
30,6 |
32 |
30 |
||
Павловская СОШ |
98,4 |
95 |
100 |
38,1 |
30 |
37 |
||
Ченцевская СОШ |
100 |
100 |
100 |
20 |
24 |
28 |
||
Емишевская ООШ |
100 |
93 |
95 |
34,5 |
38 |
24 |
||
Новинская ООШ |
100 |
100 |
100 |
44 |
54 |
25 |
||
Борисоглебская ООШ |
100 |
100 |
95 |
46,4 |
42 |
50 |
||
Верещагинская ООШ |
97,1 |
100 |
96 |
38,2 |
28 |
36 |
||
Никольская ООШ |
97,8 |
100 |
97 |
30,4 |
36 |
41 |
||
Помогаловская ООШ |
98 |
98 |
100 |
22 |
20 |
23 |
||
Першинская ООШ |
96,8 |
95 |
88 |
30,6 |
40 |
29 |
||
Великосельская ООШ |
94,7 |
100 |
100 |
34 |
38 |
42 |
||
Савинская ООШ |
100 |
83 |
79 |
32,1 |
44 |
24 |
||
Нач. шк.-дет. сад №24 |
100 |
100 |
100 |
22 |
24 |
41 |
||
Малочисленные сельские школы не могут в полном объеме выполнить социальный заказ государства, общества на качественное образование, хороший результат обучения каждого ученика, социализацию личности в обществе.
Весьма различаются результаты итогов ЕГЭ по математике. Наиболее низкие результаты на протяжении 4-х лет имеют выпускники:
-в городе: СОШ№2; СОШ№4;СОШ№5;
-в селе: Ченцевской СОШ; Чебаковской СОШ; Столбищенской СОШ.
Результаты районных олимпиад
школы |
Сумма баллов |
Место |
||
|
2004-2005 |
2005-2006 |
2004-2005 |
2005-2006 |
лицей №1 |
340 |
390 |
2 |
2 |
СОШ№2 |
5 |
25 |
7 |
7 |
СОШ№3 |
420 |
210 |
1 |
3 |
СОШ№4 |
50 |
25 |
6 |
7 |
СОШ№5 |
50 |
35 |
6 |
6 |
СОШ№6 |
185 |
130 |
4 |
4 |
СОШ№7 |
320 |
460 |
3 |
1 |
Православная школа |
0 |
25 |
- |
7 |
Константиновская СОШ |
140 |
95 |
5 |
5 |
Фоминская СОШ |
0 |
25 |
- |
7 |
Столбищенская СОШ |
0 |
15 |
- |
8 |
В течение двух лет не принимали участие в районных олимпиадах обучающиеся Чебаковской СОШ, Павловской СОШ, Ченцевской СОШ и всех основных общеобразовательных школ.
Очень сильно различаются результаты школ и по другим показателям (поступаемость, занятость выпускников, аттестация педкадров, а отсюда и их квалификация и т.д.).
Также заметно и то, что родители в целях получения их детьми более качественного образования подбирают школу не по территориальной близости, а по своим значимым критериям, т.е. обязательная территориальная привязанность школ уже не мешает получению школьниками равного доступа к предлагаемым услугам со стороны различных школ.
Одним из факторов, учитываемых при разработке Программы реструктуризации образовательного пространства Тутаевского муниципального района является и состояние здоровья обучающихся школ района, что требует создания особых условий организации образовательного процесса.
Заболеваемость обучающихся школ города
|
№ 1 |
№ 3 |
№ 4 |
№ 6 |
№ 7 |
ЦО |
Всего |
Гастродуодент |
31 |
42 |
8 |
75 |
52 |
14 |
236 |
Хр.гастрит |
7 |
4 |
3 |
|
|
|
|
Другие заболевания почек |
|
|
2 |
|
|
4 |
6 |
Тугоухость |
3 |
1 |
1 |
3 |
2 |
|
10 |
Миопия 1 ст |
51 |
28 |
13 |
52 |
Снижение зрения - 294 |
9 |
153 |
Миопия 2 ст |
11 |
2 |
2 |
8 |
|
1 |
318 |
Дальнозоркость |
|
|
4 |
|
|
|
4 |
Косоглазие |
|
3 |
6 |
4 |
|
|
13 |
Миопия 3 ст |
|
1 |
|
4 |
|
|
5 |
Гиперметропия |
|
5 |
|
|
|
|
5 |
Астизматизм |
|
5 |
|
8 |
|
|
13 |
Эпителиопатия |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
Врожденная катаракта |
|
|
|
1 |
|
|
1 |
Заболевания ЖКТ - 248; заболевания органов зрения - 527; заболевания органов слуха - 10; проблемы в развитии - 258.
Материально-техническая база сети общеобразовательных учреждений различна. В районе 12 учреждений имеют приспособленные здания, 6 - деревянные, 19 - с собственными котельными, проектное количество мест ОУ почти на 50 % превышает контингент обучающихся и воспитанников.
Инвентаризация сети общеобразовательных учреждений
Тутаевский муниципальный район |
ДОУ |
ОУ |
Центр образования |
Д/д |
УДО |
Итого |
% |
1.Количество учреждений всего |
24 |
24 |
1 |
1 |
6 |
56 |
|
в том числе имеют лицензии |
19 |
24 |
1 |
1 |
4 |
49 |
87,5 |
аттестованы |
17 |
24 |
1 |
1 |
3 |
46 |
82 |
аккредитованы |
8 |
24 |
1 |
1 |
3 |
37 |
66 |
2.Проектное количество мест |
2544 |
9643 |
400 |
40 |
- |
12627 |
|
3.Контингент |
2435 |
5544 |
385 |
44 |
4310 |
8408 |
|
4.Количество учреждений, имеющих основные здания |
20 |
19 |
- |
1 |
4 |
44 |
78,6 |
приспособленные |
4 |
5 |
1 |
- |
2 |
12 |
21,4 |
деревянные |
4 |
2 |
- |
- |
- |
6 |
10,7 |
со сгораемыми покрытиями |
8 |
8 |
- |
1 |
1 |
18 |
32 |
с печным отоплением |
1 |
- |
- |
- |
- |
1 |
1,8 |
с собственными котельными |
6 |
12 |
- |
1 |
- |
19 |
33,9 |
без канализации |
7 |
7 |
- |
1 |
- |
15 |
26,8 |
со сроком эксплуатации более 5 лет |
1 |
3 |
- |
- |
- |
4 |
7 |
аварийные |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Таким образом, существующая сеть общеобразовательных учреждений Тутаевского муниципального района характеризуется наличием ряда проблем:
1.Значительная пространственная удалённость учреждений, что затрудняет их коммуникацию и интеграцию в единое образовательное пространство.
2.Резкое снижение контингента учащихся, в особенности в сельских школах, что ухудшает кадровую обстановку, финансовое положение в учреждениях в условиях нормативного финансирования. Большинство сельских школ являются малочисленными ( 86,7 % школ имеют контингент менее 100 человек). Удельный вес сельских средних школ 35,7 % или из 14 сельских школ - 5 средних);
3. Недостаточная ресурсная база учреждений, отсутствие кооперации в ее использовании.
4. Многие сельские школы расположены в населённых пунктах с низким уровнем социально-экономического развития.
5.Сеть школ не обеспечивает необходимой целевой концентрации образовательных ресурсов для обеспечения вариативности образования и выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории.
6.Недостаточное обеспечение полноты предоставляемых сетью образовательных услуг с учетом их территориальной доступности;
7.Необходимо повышение адекватности образовательных услуг сетевых элементов потребностям учащихся разного возраста;
8. Недостаточно рациональное использование ресурсов общеобразовательных учреждений.
2. Описание желаемого будущего структуры сети общего образования к 2009 году
Сеть общеобразовательных учреждений Тутаевского муниципального района должна обеспечивать необходимые условия для достижения нового, современного качества общего образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивание возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых и управляющих ресурсов.
Реструктуризация сети образовательных учреждений района будет способствовать:
-реализации права выбора учащимися и родителями образовательного учреждения;
-обеспечению психофизической безопасности учащихся;
-обеспечению соответствующей возрасту учащихся пространственной доступности образовательных услуг, предоставляемых сетью;
-реализации возможности выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории как «внутри» образовательного учреждения, так и в сети, разнообразие сети и учет специальных образовательных потребностей;
-обеспечению ориентированности сети школ на рынок труда;
-профилизации старшей ступени;
-обеспечению целевого распределения ресурсов;
-обеспечению необходимой концентрации ресурсов.
Процесс реструктуризации сети будет продолжен и в последующие, выходящие за рамки Программы сроки в соответствии с реальным состоянием социально-экономических, демографических условий развития района.
Изменения сети в левобережной части района реальны при условии строительства новой школы в левобережной части города.
3. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Главной целью Программы является создание необходимых условий для достижения нового, современного качества образования путем обеспечения многообразия образовательных учреждений и активного их сетевого взаимодействия, выравнивания возможностей доступа всех школьников к получению качественных образовательных услуг и эффективного использования кадровых, материально-технических, финансовых и управленческих ресурсов.
В процессе достижения целей Программы будут решены следующие задачи:
-оптимизация сети и структуры образовательных учреждений с учетом демографических и социально-экономических условий, обеспечивающая повышение образовательного уровня воспитанников;
-профилизация среднего полного общего образования;
-обеспечение развития общеобразовательных учреждений за счет создания новых видов образовательных учреждений, сетевой организации образовательного процесса, укрепления материально-технической базы, повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.
Основные принципы реструктуризации:
· повышение качества образования ;
· повышение доступности качественного образования;
· повышение уровня социальной , экономической и пространственной мобильности выпускников за счет повышения разнообразия образовательных услуг, а также разнообразия форм их получения;
· повышение экономической эффективности функционирования общеобразовательных учреждений;
· повышение разнообразия сети и устойчивости ее функционирования.
Основные направления реструктуризации сети общеобразовательных учреждений:
1.Создание базовых (опорных) школ внутрирайонного уровня, обеспечивающих высокое качество образования за счет концентрации материально-технических, финансовых, кадровых и управленческих ресурсов, подвоза учащихся.
2.Открытие дошкольных групп в основных общеобразовательных школах.
3.Реорганизация основных общеобразовательных школ и детских садов на селе в основные общеобразовательные школы с дошкольными группами.
4.Реорганизация основной общеобразовательной школы в начальную школу или начальную школу - детский сад.
Сроки выполнения Программы - 2007-2009 годы.
4. Основные модели реструктуризации общеобразовательных учреждений
С учетом специфики района предлагаются следующие модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений:
1 модель. Интеграция дошкольных и общеобразовательных учреждений. Общеобразовательные учреждения реализуют программы начального и основного общего образования (1 - 9 классы) с предпрофильной подготовкой, а также дошкольные общеобразовательные программы.
2 модель. Опорная (базовая) школа - образовательная организация, реализующая программы общего образования, оснащённая современным телекоммуникационным и компьютерным оборудованием. В школу организуется транспортная доставка детей из близлежащих населённых пунктов. Школа при необходимости является центром дистанционного обучения для школьников из других населённых пунктов. Школа также может быть ресурсным образовательным центром, осуществляющим информационное и методическое обеспечение образовательного процесса в сельских малокомплектных школах. Данная модель позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы для повышения качества образовательного процесса.
3 модель. Реорганизация основных общеобразовательных школ в начальные школы-детские сады или начальные школы с организацией подвоза обучающихся 5-9 классов в более крупные школы района.
5. Система программных мероприятий
Реализация целей и задач Программы возможна путем осуществления комплекса мер организационно-правового, финансово-экономического, кадрового характера, привлечения средств из регионального, местного (муниципального) бюджетов и внебюджетных источников. Ежегодно составляется план мероприятий, направленных на выполнение программы по следующим направлениям:
1.Организационное и материально-техническое обеспечение:
1) разработка модели реструктуризации сети общеобразовательных учреждений с учетом демографических, кадровых, управленческих.
материально-технических, информационных ресурсов каждой школы;
2) обеспечение школ современными компьютерами с программным обеспечением, учебным, спортивным оборудованием, комплектами учебной литературы, электронными учебными, справочно-информационными
изданиями;
3) подключение и поддержание связи школ с Всемирной
телекоммуникационной сетью;
4) создание условий для получения дополнительного и профильного образования.
2.Повышение качества и эффективность образовательного процесса, обеспечение высококвалифицированными кадрами:
1) оптимизация учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников;
2) обеспечение полноты реализации потребностей личности, общества и государства при условии открытости сети, возможностью выбора индивидуальной траектории обучения на каждой ступени общего образования, с вариативностью способов освоения образовательных программ, с учетом специальных потребностей;
3) введение профильного обучения, кооперация старшей школы (IX - XI классы) с учреждениями дополнительного, профессионального образования;
4) внедрение новых информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс, организация дистанционного обучения;
5) организация раннего изучения информационных технологий и иностранных языков;
6) переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров по использованию эффективных методов обучения.
в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий, по ведению профильных и элективных курсов;
7) построение механизмов, обеспечивающих реализацию права выбора образовательного учреждения;
8) стандартизация требований к выходу на каждой ступени;
9) мониторинг качества образования.
6.Этапы, сроки осуществления реструктуризации.
Этапы, сроки осуществления реструктуризации
Образовательные учреждения |
Контингент уч-ся |
Модель |
Расстоя-ние |
Кол-во детей (подвоз) |
Мероприятия |
Экономический эффект (тыс. руб) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Доп.затраты |
|
|
1 этап, 2007-2008 учебный год |
|
|||||||
МОУ Борисоглебская ООШ Павловская СОШ |
14 шк. 8 ДОУ |
Реорганизация в начальную школу - детский сад |
4 |
11 |
1)С 01.09.2007г. сокращение штатов Борисоглебской ООШ; 2)Подвоз учащихся в Павловскую СОШ 3)Внесение изменений в нормативно - правовую базу Борисоглебской ООШ, прохождение лицензирования, аттестация аккредитация 4)Переподготовка кадров и трудоустройство учителей Борисоглебской ООШ. 5)Передача части здания Борисоглебской ООШ другим учреждениям и организациям. |
6,4 (МБ) |
|
|
|
55 |
Увеличение контингента за счет обучающихся Борисоглебской ООШ |
|
|
|
|
|
|
Итого |
6,4 |
|
||||||
МДОУ д/с № 9 «Колосок» МОУ Никольская ООШ |
12 |
Закрытие |
- |
- |
1)Внесение изменений в нормативно - правовую базу Никольской ООШ, прохождение лицензирования, аттестация, аккредитация 2)Внесение изменений в штатное расписание Никольской ООШ |
6,4 (МБ) |
|
|
|
26 |
Открытие дошкольной группы |
- |
- |
|
|
|
|
Итого |
6,4 |
|
||||||
Начальная школа - детский сад №4 «Буратино» |
- |
Реорганизация в дошкольное образовательное учреждение |
- |
- |
1)Открытие 1-ой дошкольной группы. 2)Внесение изменений в штатное расписание. 2) Приобретение мебели, оборудования и пр. 3)Косметический ремонт группы |
500,0 (МБ) 700,0 (РБ) |
|
|
Итого |
1200,0 |
|
||||||
МОУ СОШ №4 МОУ Центр образования |
600 |
Реорганизация в открытую (сменную) общеобразовательную школу № 4 |
- |
- |
1)Внесение изменений в нормативно-правовую базу, прохождение лицензирования, аттестация, аккредитация 2)Внесение изменений в штатное расписание. 3)Приобретение учебных пособий, мебели, техники и пр. 4)Ремонт помещений школы. 5)Передача помещения МОУ ЦО. 6) Открытие экстернатного отделения, отделения дополнительного образования (введение 3-х ставок педагога дополнительного образования), создание условий для семейного обучения 7) Создание условий для обучения детей со специальными потребностями (открытие спец. коррекционных классов I-VIII вида) 8) Организация переезда МОУ Центр образования в здание СОШ № 4 |
6,4(МБ) 500,0 (РБ) 1220,0(МБ) 161,4 (МБ) 20,0(МБ) |
|
|
Итого |
1807,8 |
|
||||||
Общая сумма по 1 этапу |
3020,6 |
|
||||||
2 этап, 2008-2009 учебный год |
||||||||
Образовательные учреждения |
Контингент уч-ся |
Модель |
Расстоя-ние |
Кол-во детей (подвоз) |
Мероприятия |
Экономический эффект (тыс. руб) |
||
|
|
|
|
|
|
Доп.затраты |
||
Открытие детского сада в п.Осташево |
11 |
Дошкольное образовательное учреждение |
- |
- |
1)Ремонт здания детского сада, приобретение мебели , оборудование и пр. 2)Комплектование штатов. 3)Регистрация учреждения как юридического лица, прохождение лицензирования, аттестация, аккредитация |
1000,0 (МБ) 113,5(МБ) 6,4 (МБ) |
||
Итого |
1119,9 |
|||||||
МОУ Великосельская ООШ |
35 -школьники 6- дошкольники |
Открытие дошкольной группы |
- |
- |
1)Внесение изменений в нормативно правовую базу Великосельской ООШ, прохождение лицензирования, аттестация, аккредитация 2)Закупка мебели, оборудования и пр. для дошкольной группы. 3)Косметический ремонт дошкольной группы. 4)Внесение изменений в штатное расписание школы. |
6,4 (МБ) 300,0 (МБ) 100,0 (МБ) 38,0 (МБ) |
||
Итого |
444,4 |
|||||||
Начальная школа - детский сад №4 «Буратино» |
- |
Реорганизация в дошкольное образовательное учреждение |
- |
- |
1)Открытие 1-ой дошкольной группы. 2)Внесение изменений в штатное расписание. 2) Приобретение мебели, оборудования и пр. 3)Косметический ремонт группы 4)Внесение изменений в нормативно- правовую, прохождение лицензирования, аттестация, аккредитация |
500,0 (МБ) 700,0 (РБ) 6,4(МБ) |
||
Итого |
1206,4 |
|||||||
Открытие филиала психолого-медико-педагогического центра «Стимул» на левом берегу |
|
|
|
|
1)Обучение (переподготовка) кадров 2)Внесение изменений в штатное расписание Центра «Стимул» 3)Организация подвоза детей 4)Приобретение транспорта |
193,7(МБ) 400,0 (МБ) |
||
Итого |
593,7 |
|||||||
Открытие спец. коррекционных классов I-VIII вида на базе открытой (сменной) общеобразовательной школы № 4 |
|
|
|
|
1) Закупка школьной мебели, оборудование учебных кабинетов 2)Ремонт помещений(освещение, утепление и пр.) 3)Введение в штатное расписание ОУ «узких» специалистов (дефектолог, психолог, логопед). 4)Обучение (переподготовка) кадров 5) Подготовка (переподготовка) кадров для ведения ЛФК, введение одной ставки инструктора по физической культуре |
193,7(МБ) 59,7(МБ) |
||
Итого |
253,4 |
|||||||
Общая сумма по 2 этапу |
3617,8 |
|||||||
Общая стоимость Программы |
6638,4 |
|||||||
Возможна разработка третьего этапа Программы с учетом состояния системы образования и изменения социально-экономических условий района.
Характеристика базовых учреждений (опорных школ) Тутаевского муниципального района
№ п\п |
Учреж- дение |
Местонахож- дение |
Транс- портная доступ- ность |
вид |
Организац.-правовая форма |
Число классов |
Число обучаю-щихся |
Число педработников |
Образо- вание (%) |
Катего-рия (%) |
стаж |
Пед-и пенсион. возраста, (%) |
% успеваемости/ Качество образования |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2003 2004 |
2004 2005 |
2005 2006 |
1. |
МОУ СОШ№5 |
152 300 Ярославская область г. Тутаев ул. |
Автомоб. дорога |
Сред- няя |
Муниципаль- ная |
11 |
242 |
24 |
Высшее-87,5 Незаконченное высшее-4,2 Среднее специальное-8,3 |
Высшая-4,2 Первая-42 Вторая-33,6 |
5-10 лет-29,2 10-20 лет-33,3 Более 20 лет-37,5 |
12,5 |
98,5/ 31,3 |
99/ 23 |
100/ 30 |
2. |
МОУ СОШ№6 |
152 300 Ярославская область г. Тутаев ул. |
Автомоб. дорога |
Сред- няя |
Муниципаль- ная |
34 |
873 |
66 |
Высшее-81,8 Незаконченное высшее-3 Среднее специальное-15,2 |
Высшая-29,8 Первая-36,3 Вторая-33,9 |
5-10 лет-3 10-20 лет-28,8 Более 20 лет-54,5 |
15,5 |
98,6/ 27,8 |
96/ 33 |
100/ 30 |
7.План-график улучшения транспортной доступности общего образования
Действие |
Сроки реализации |
Ответственные исполнители |
Стоимость \тыс. руб\ |
Результаты действия |
Приобретение школьных автобусов (дополнительно) для организации подвоза детей к месту обучения: 1. Школьный автобус Емишевской ООШ по маршруту Тутаев - Емишево |
2007 |
Департамент образования АТМР |
732,9 |
Организованный подвоз учащихся к месту учебы |
2. Замена школьных автобусов в следующих учреждениях /год получения 2001/: |
|
Департамент образования ТМР |
|
Организованный подвоз учащихся к месту учебы |
- Столбищенской СОШ |
2007 |
|
732,9 |
|
- Чебаковской СОШ |
2007 |
|
732,9 |
|
- Ченцевской СОШ |
2007 |
|
732,9 |
|
- Помогаловской СОШ |
2007 |
|
732,9 |
|
- Павловской СОШ |
2007 |
|
732,9 |
|
/год получения. 2002/: |
|
|
|
|
- Фоминской СОШ |
2008 |
|
732,9 |
|
- Чебаковской СОШ |
2008 |
|
732,9 |
|
3.Организация подвоза обучающихся к месту учебы общественным транспортом |
2007 |
Департамент образования АТМР |
271,0 |
Организованный подвоз учащихся к месту учебы |
|
2008 |
|
298,0 |
|
|
2009 |
|
328,0 |
|
8. Ресурсное обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы привлекаются средства регионального бюджета, бюджета Тутаевского муниципального района, внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы в 2007-2009 гг. составит 6638400 тыс. рублей, в том числе:
Источники финансирования |
2007, тыс. руб. |
2008 |
Итого |
Региональный бюджет |
700,0 |
1200,0 |
1900,0 |
Муниципальный бюджет |
859,2 |
3879,2 |
4738,4 |
ИТОГО |
1559,2 |
5079,2 |
6638,4 |
С учетом реальных возможностей экономики района и, возможно, уточнения объемов ассигнований, направленных на выполнение Программы, могут быть внесены изменения, а также доработан объем финансирования Программы.
9. Механизм реализации Программы, управление Программой и контроль за ходом ее реализации
Заказчик - Администрация Тутаевского муниципального района в ходе реализации Программы координирует деятельность Департамента образования, осуществляет контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых средств и выполнением предусмотренных мероприятий, формирует ежегодную бюджетную заявку на ассигнования, необходимые для реализации Программы, принимает возможные меры но ее финансированию.
10. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация основных мероприятий Программы позволит добиться следующих результатов:
1. Создание и развитие новых видов современных общеобразовательных учреждений для обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам.
2. Улучшение материально-технического оснащения базовых общеобразовательных учреждений.
3. Создание правовых, административных, экономических условий по эффективному управлению кадровыми, финансовыми, материально-техническими и информационными ресурсами.
4. Реализация основных направлений реструктуризации сети школ района позволит достичь следующих показателей:
- сократить число школ как юридических лиц и, тем самым, обеспечить более эффективное управление системой образования;
- сконцентрировать образовательные ресурсы районной системы образования для повышения качества образования на базе ресурсных образовательных центров; реализовать принцип вариативности образования, обеспечения выбора старшеклассником индивидуальной образовательной траектории;
- не допустить падения показателя наполняемости классов на фоне снижения контингента учащихся школ, обеспечив рост среднего количества детей в параллели основной школы ;
- обеспечить рост количества детей, приходящихся на одного педагога в сети учреждений общего образования и , тем самым , снизить затраты на обучение одного школьника;
- повысить уровень доступности и качества образования путём внедрения информационных технологий и дистанционного образования на базе опорной школы - районного ресурсного образовательного центра.
Результаты реализации программы реструктуризации
образовательных учреждений в разрезе сетевых элементов
Действие |
Результаты действия |
1.Реорганизация Никольской ООШ в школу с дошкольными группами |
Эффективное использование ресурсов, повышение качества образования |
2.Реорганизация Борисоглебской ООШ в начальную школу - детский сад |
Доступность качественного образования для обучающихся 5-9 классов Борисоглебской ООШ |
3.Реорганизация начальной школы - детского сада № 4 «Буратино» в детский сад |
Открытие дополнительно 2-х дошкольных групп |
4.Реорганизация Великосельской ООШ в школу с дошкольными группами |
Доступность дошкольного образования |
5.Реорганизация СОШ № 4 и Центра образования в открытую (сменную) общеобразовательную школу |
Повышение качества образования, разнообразие образовательных услуг, открытие специальных (спортивных) классов |
6. Работа СОШ № 5 в режиме опорной (базовой) школы. |
Профилизация старших классов основного общего и полного общего образования для учащихся школ левобережной части района. |
7. Работа СОШ № 6 в режиме опорной (базовой) школы. |
Повышение качества образования, разнообразие образовательных услуг, сетевая организация образовательного процесса |
Использование указанных выше моделей реструктуризации, создание ресурсных центров и широкое внедрение технологии дистанционного обучения в сочетании с традиционными образовательными технологиями создаст необходимые условия для построения целостного и эффективного муниципального образовательного пространства, обеспечивающего доступность, качество и эффективность образования в условиях системы образования района.
Показатели состояния системы образования Тутаевского муниципального района.
Показатель:
|
Состояние сети на текущий момент |
Состояние сети без проекта через 4 года |
Проектное состояние сети через 4 года |
1 . Общее количество учреждений общего и дошкольного образования как юридических лиц |
|
|
|
2. Количество школ среднего полного общего образования |
14 |
14 |
13 |
3.Количество вечерних (сменных) образовательных учреждений |
1 |
1 |
- |
4.Количество открытых (сменных) общеобразовательных учреждений |
- |
- |
1 |
5. Количество основных школ, в том числе реализующих дошкольные общеобразовательные программы |
9 2 |
9 2 |
8 3 |
6. Количество начальных школ (начальных школ - детских садов) |
2 |
2 |
1 |
7.Количество детских садов (город/село) |
12/12 |
12/12 |
13/12 |
8.Доля школьников, обучающихся в учреждениях отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса. |
37,2 |
37,2 |
99,9 |
9.Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. |
9,5 |
8,7 |
10,3 |
10. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городе. |
23,1 |
22,5 |
24,0 |
В ходе реализации программы планируется доработка показателей состояния системы образования Тутаевского муниципального района.