Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение


f11615c3-79b0-49b3-bc73-fedaecb7f0d3.jpg





         
24.02.2021

Основные изменения по вопросам применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц, применяющиеся для налогового периода 2020 года

1. Применяется при расчете имущественных налогов физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года) налоговый вычет по земельному налогу.

Законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с налогового периода 2017 года, введен налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (далее – вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для пенсионеров.

Вычет применяется для одного земельного участка по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. При непредставлении в налоговый орган налогоплательщиком, имеющим право на применение вычета, уведомления о выбранном земельном участке, вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Лица, которые впервые в 2020 году приобрели статус «льготной» категории, для применения вычета при расчете земельного налога за 2020 год могут обратиться с заявлением о предоставлении данной льготы в любую налоговую инспекцию. 

 

2. Применяются при расчете имущественных налогов физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года) налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения дополнительных социальных гарантий физическим лицам в связи с 2019 года поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию, установлены новые налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 01.01.2019 пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию «предпенсионного возраста», т.е. соответствующих условиям назначения пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ действующим на 31.12.2018. 

Согласно закону, указанные лица с 2019 года имеют право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток (ст. 391 НК РФ) и по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определённого вида (ст. 407 НК РФ).

Лица, которые впервые приобрели статус предпенсионера, для использования права на льготы за налоговый период 2020 года могут обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нём документы-основания, выданные ПФР.  

3. Применяются при расчете транспортного налога физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года):

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (в редакции Закона Ярославской области от 03.11.2020 № 79-з «О внесении изменения в статью 7 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области») с 1 января 2020 года увеличен размер налоговой льготы по транспортному налогу одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».

Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 150 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 150 лошадиных сил, т.е. сумма льготы в целом за год не превышает 4215 рублей.

Для использования права на льготы лица, отнесенные к данной категории льготников и ранее не представлявшие заявление о предоставлении налоговой льготы, могут обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением, указав в нем документы-основания, выданные соответствующим органом.

 

4. Письмо ФНС России от 08.06.2020 № БС-4-21/9447@ «Об освобождении индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности уплатить налоги на имущество в связи с принятием Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить имущественные налоги:

1) транспортный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не связывает порядок исчисления и уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц с использованием (либо неиспользованием) транспортных средств в предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Установленные законодательством правила государственной регистрации транспортных средств, включая Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), Федеральные законы от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не предусматривают обязательное указание цели использования регистрируемого транспортного средства физического лица.

Правила государственной регистрации транспортных средств зависят от цели использования в коммерческой деятельности только применительно к маломерным судам. В частности, статьей 17 КВВТ, пунктами 5, 9 статьи 33 КТМ установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов (далее - РМС) или Российском открытом реестре судов (далее - РОРС, для организации - участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»), а маломерных судов, используемых в коммерческих целях - в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, РОРС.

В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) для предпринимательской деятельности может быть предназначено любое транспортное средство исходя из его возможного использования владельцем в целях систематического получения прибыли (например, по договору аренды, перевозки и т.п.).

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, статья 2 Закона может распространяться на любые транспортные средства, зарегистрированные на индивидуальных предпринимателей, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в РМС.

2) земельный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

По мнению ФНС России, учитывая пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор, зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный № 33995), статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) земельных участков индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:

- по общему правилу, на земельные участки, за исключением кодов видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2;

- на земельные участки с кодами видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 13.0, 13.1, 13.2 в случае, если их использование (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса.

3) налог на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

По мнению ФНС России, учитывая пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса, статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) объектов налогообложения индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:

- по общему правилу, на объекты налогообложения, за исключением жилых помещений, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (далее - хозпостройки), а также индивидуальных гаражей и машино-мест;

- на жилые помещения, хозпостройки, индивидуальные гаражи и машино-места в случае, если их использование (предназначения для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса.

Льготы, предусмотренные Законом № 172-ФЗ, будут применены автоматически, заявление на льготу предоставлять не требуется.

 

5. Письмо ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-21/10275@ «О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц»

В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

При этом, по мнению ФНС России, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.

6. Письмо ФНС России от 07.10.2020 № БС-4-21/16390@ «О реализации абзаца девятого пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу, относятся, в том числе, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.

При этом если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

 

7. Письмо ФНС России от 24.11.2020 №БС-4-21/19238@ «О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества»

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 362 дополнена пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»

 

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика, а также через МФЦ.

Информация о наличии права на льготу по определённому налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn76/service/tax/).

От граждан, ранее предоставлявших документы в связи с имеющимся правом на льготу по уплате имущественных налогов, повторной подачи заявления о предоставлении налоговой льготы не требуется


Возврат к списку