Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение


f11615c3-79b0-49b3-bc73-fedaecb7f0d3.jpg





         
К 25-летнему юбилею Фоминской школы
03.03.2023

К 25-летнему юбилею Фоминской школы

ЗДЕСЬ РУССКИЙ ДУХ, ЗДЕСЬ РУССКАЯ ДУША

В последнее время мы часто слышим рассуждения о «загадочной русской душе», о терпеливых, сильных духом, стойких, радушных русских людях. Действительно, каждый из нас имеет массу примеров, подтверждающих эти утверждения…

Живёт в дальней деревеньке нашего района замечательная Учительница. К своим 90 годам она сохранила ясную, благодарную память об односельчанах, о Педагогах, воспитывавших её. Слушая Веру Николаевну, понимаешь, какими усилиями удавалось преодолевать все трудности сельской жизни довоенных, 40-х, 50-х и последующих лет. Трудолюбию, честности, патриотизму она училась у своих родителей, родственников, односельчан, школьных учителей. В самом начале войны погиб молодой учитель Слизневской школы Николай Тихонов. Ушли на фронт оба Вериных брата, Николай и Виталий. Танкист Николай к своим 21 годам имел уже три ордена - два Отечественной войны и один Красного знамени. Он погиб, защищая Литву, в одном бою с односельчанином Н. Глуховым. Хочется верить, что в прибалтийском городе Кудиркос-Науместис сохранится памятник с именами наших земляков, отдавших жизни за свободу литовского народа.

Все тяготы сельской жизни лежали на плечах женщин и детей. Сдавали продналог государству, теребили лен, горох, копали картофель, ухаживали за скотиной. С 12 лет приходилось самостоятельно управляться с лошадьми: вывозить навоз, боронить землю на полях. Семилетку девочка заканчивала в школе села Шаготь, в 12 километрах от дома. Училась всегда хорошо и легко поступила в Чёбаковское педагогическое училище. Во время педагогической практики Вера набиралась мудрости у самой Юлии Фёдоровны Головиной, у других тутаевских Педагогов - ассов Н.М. Головина, Е.П. Метлиной, В.П. Покровского, С.Ф. Низова, В.З. Сулимы, работавших тогда в Чёбакове.

После окончания педучилища - нелёгкая работа по распределению в Южно-Казахстанской области. Через три года девушка вернулась в родную деревню, посвятила свою жизнь обучению и воспитанию сельских детей, как когда-то делали её замечательные Учителя. Вышла замуж, вырастила четверых детей. Сыновья выучились на инженеров, а судьбы обеих дочерей, Ольги и Ларисы, были предрешены: они, конечно же, стали педагогами, как их Мама, всеми уважаемая Волкова Вера Николаевна. Разве могло быть иначе?

Учительские династии у нас нередки. Всегда это – олицетворение надёжности, любви к профессии, верность традициям российской педагогики. Своими дочерьми Вера Николаевна гордится: Ольга Николаевна Волкова преподаёт в школе №6.

Педагогический стаж Ларисы Николаевны Моховой на сегодняшний день – более 40 лет. С 1986 года она отвечает за развитие образования в посёлке Фоминское: вначале заведовала Фоминской начальной, позже - основной школой. Благодаря замечательным педагогам Е.П. Михайловой, Т.Н. Сайкиной, Е.М. Чистяковой, Н.А. Дудкиной, Е.А. Бобылёвой, Л.Н. Волковой (Моховой), репутация школы в посёлке Фоминское была всегда очень высокой. Жители с нетерпением и надеждой ждали новое здание. Но проектирование и строительство современной средней школы, выпавшее на суровые 90-е годы, стало настоящим испытанием для молодого директора, для учителей, для всего посёлка. Экстремальность ситуации проявлялась и в нестабильности финансирования и в том, что классы были размещены по всему посёлку: в Доме культуры, в администрации, в детском саду, даже в спортивном и в торговом комплексах.  Острую необходимость скорейшего ввода новой школы понимали все: и заказчик, совхоз имени 50-летия СССР (директор - М.И. Хаща), и депутаты областного и районного Советов, и руководители района (глава - Ю.И. Зелинский), и поселковая администрация. Не уходили от ответственности и подрядчики, но строительство продолжалось целых семь лет!  Сегодня трудно себе представить, как можно было годами организовывать системный, качественный образовательный процесс в условиях отсутствия здания, оборудования и необходимых кадров. Думаю, что силы директору Моховой давало её врождённое чувство ответственности, мысли о будущем, подкреплённые бескорыстным трудом и заветная мечта: выполнить желания односельчан по строительству и вводу поселковой школы.

Я хорошо помню тот морозный день, 26 декабря 1997 года - долгожданное открытие нового здания Фоминской средней школы! Чувства радости, надежды, взаимного доверия объединили всех собравшихся у школы: жителей посёлка, школьников, педагогов, строителей, коллег из других школ, руководителей районных и областных организаций. Все понимали: школа построена, но будет нелегко.  Коллектив во главе с молодым директором с самого начала ставили перед собой амбициозные задачи и успешно их решали.

Корреспондент «Учительской газеты» М. Курганова, побывавшая в 2012 году в школе, опубликовала восторженную статью к 15-летию учреждения: «Центр притяжения в посёлке Фоминское. Педагогические инновации ярославской глубинки». Привожу некоторые выдержки из этого материала.

«И вышла школа лучшим украшением посёлка Фоминское. Трёхэтажное розовое здание, окруженное садом, неизменно привлекает внимание.  Во дворе, на клумбах, всё лето цветут цветы. Фасад украшает молодая рощица из голубых и зелёных елей. За школой – яблоневые и вишнёвые деревья, выращенные учителями, родителями и детьми. Заложена каштановая аллея. Территория школы стала любимым местом отдыха для всей молодёжи посёлка. Но главное – здесь хорошо учат, готовят детей к дальнейшей жизни в обществе».

«Большинство фоминских педагогов – классные мастера. Пять лет назад школа стала победителем Всероссийского конкурса в рамках национального проекта «Образование». Она является базовой площадкой лаборатории «Сельская школа» ЯГПУ имени К.Д.Ушинского». Члены восьми лабораторий школьного научного общества «Ключ» представили на научно-практическую конференцию к 300-летию М.В.Ломоносова «Открытие - 2012» интереснейшие доклады. Юные учёные удивляют серьёзностью своих замыслов». Неудивительно, что выпускники Фоминской средней успешно учатся в престижных учебных заведениях России. Но эта сельская школа успешно выполняет и другую свою миссию: ребята охотно идут на местную птицефабрику, в сферу обслуживания населения. Они возвращаются в село после окончания ВУЗов и техникумов».

«Хорошие знания учителя дают благодаря своей высокой квалификации, а в воспитании им помогает любовь к детям. Лариса Николаевна приглашает на работу только тех, кто в полной мере обладает этим необходимым качеством. Главным методом педагоги считают воспитание своим примером: влюблённостью в предмет, трудолюбием, ответственностью, умением признавать свои ошибки, доброжелательностью».

«В школе стараются прислушаться к мнению каждого. Кроме Педагогического здесь есть Управляющий совет, Совет отцов, органы детского самоуправления. Это реально действующие общественные органы с реальными результатами. Теперь школа стала подлинным Центром притяжения для села. Хотя удалось пока не всё. Комплексный проект предполагал одновременно строительство бассейна, гаража, теплицы, спортивного ядра. Это помогло бы сделать образовательный процесс ещё интересней, результативней. Время от времени сваи на фундаменте бассейна подкрашивают, они стоят, как памятник загубленной идее, свидетельство равнодушия к школьным идеям».

Прошло ещё 10 лет… Сегодня в Фоминской школе 23 класса – комплекта, в том числе – два кадетских и два – лицейских. Здесь уже не 153, а 477 обучающихся. 200 детей ежедневно подвозятся школьным автобусом из соседних посёлков. Их встречают 50 замечательных педагогов, в том числе - логопеды, психологи, дефектологи, социальные педагоги, которые работают здесь. Некоторые учителя начальной школы имеют дополнительные специальности: конфликтолог, психолог, все они прошли спецподготовку по работе с детьми с ОВЗ. Забота о здоровье обучающихся – здесь всегда на первом месте. На денежную премию за победу в областном конкурсе по сбережению здоровья купили кислородный коктейлер для школьного фито-бара, и теперь каждый ребёнок дважды в год получает курс оксигенотерапии. В школе работает педиатр. На протяжении нескольких лет проводилась совместная работа по оздоровительным методикам с ярославской больницей № 3, куда дети регулярно подвозились на дневной стационар.

За 25 лет школу окончили 802 ученика из девятого и 332 одиннадцатого классов, среди них – 18 медалистов. Учебный план учитывает склонности и способности всех обучающихся. В школе 33 разнообразных внеурочных объединения, где занимаются практически все ученики. В спортивном клубе «Импульс» 180 ребят, ещё 41 энтузиаст - в турклубе «Рысь», 40 – юных спасателей – пожарных. Все фоминские школьники входят в состав волонтёрского объединения «ВИД». Почти 100 человек занимаются в театральной студии. Две группы регулярно репетируют в оркестре народных инструментов, столько же поют или играют на барабанах, танцуют или участвуют в работе школьного пресс-центра. Кроме этого, при школе открыты 10 групп различного профиля от ДЮСШ и областной СЮТур.

Примечательно, что треть педагогов имеют возраст до 35 лет, 5 молодых специалистов. Коллектив ежегодно принимает на активную практику студентов ЯГУ им. П.Г. Демидова, ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, педагогических колледжей Ярославля, Углича и Рыбинска. Семь молодых педагогов получили жильё по национальному проекту через программу по развитию села, благодаря содействию Управления сельского хозяйства и главы района.

Фоминские педагоги – постоянные участники школьной, муниципальной, региональной методической деятельности, различных инновационных площадок, активно совершенствуют своё мастерство, много лет работают под руководством Л.В. Байбородовой в Лаборатории сельских школ ЯГПУ им. Ушинского. Они входят в состав ярославской общественной организации «Лидеры сельских школ».

Творческая, слаженная работа коллектива приносит хорошие плоды. В 2018 году Фоминская школа была признана победителем Всероссийского публичного смотра среди образовательных организаций «Творчески работающие коллективы школ, гимназий, лицеев России» с вручением медали. Сегодня школа имеет самый высокий рейтинг в районе – 4,7 балла!

В 90-е годы в России зародилось движение Авторской педагогики: именами педагогов, авторов новых программ, руководителей школ, детских садов, создавших уникальные образовательные учреждения, называли их «детища». К сожалению, движение не прижилось во всей России. Уверена, что и мы можем назвать имена людей, стараниями которых на карте нашего района появились, развивались такие уникальные учреждения для детей, с авторским стилем, устремлённые в будущее: П.Н. Бучин, Н.Н. Казакова, В.А. Прохорова, А.В. Кудрявцева, В.С. Варначёва, Л.Г. Маничева, другие, кто делает своё благородное дело и сегодня. Среди них, несомненно – Лариса Николаевна Мохова, ведь Фоминскую школу вполне можно назвать «авторской».

Наталья Григорьевна МЕДВЕЦКАЯ, Заслуженный учитель России, Почётный гражданин города Тутаева.


  

  
  




  
  

Возврат к списку