Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта


31.07.2018 В Совете Федерации подвели первые итоги проекта «Код русской провинции».

Благодаря этому проекту удалось вернуть интерес сотен россиян к истории своих родных городов, заявил сенатор Сергей Рыбаков.

Проект, организатором которого выступила ассоциация «Русская провинция», на первом этапе охватил четыре малых города с большой историей — Дорогобуж, Касимов, Кашин и Тутаев. В каждом из них выбрали по 50 достопримечательностей и составили специальную медиатеку. Затем культурные и исторические объекты оборудовали табличками с QR-кодами. В подготовке мультимедийного контента активно участвовали не только местные краеведы, но и жители этих городов.
«Как только мы попробовали провести краеведческую конференции с приглашением всех, кого угодно, то вдруг оказалось, что достаточно большое количество жителей, которые раньше никогда ни в чем подобном не были замечены, приняли в ней активное участие. Принесли свои фотографии, документы, архивы, о которых раньше никто не подозревал. Произошли даже своеобразные научные открытия», — рассказал Сергей Рыбаков.

Помимо базы QR-кодов местные краеведы составили еще и новые туристические маршруты по своим городам. И это только начало. Поэтому Совет Федерации продолжит поддерживать этот проект, подчеркнул сенатор.

Источник: Телеканал Совета Федерации "ВМЕСТЕ-РФ" 

25.07.2018 Крестовоздвиженский собор - патриарх романовских церквей

В окружении земляных валов стоит величественное здание Крестовоздвиженского собора, или просто «старого собора», как писал М. Рапов в своей книге «Каменные сказы». Откуда ни посмотри на собор, он всегда укрыт валами. Храмы - как люди. Есть храмы красавцы и щеголи, как храм Василия Блаженного. Есть храмы-лебеди, легкие и воздушные, как церковь Покрова на Нерли. Есть храмы богатыри, как Илья Муромец. Крестовоздвиженский собор, безусловно, богатырь. Он врос в эту землю, что еще более усиливает его мощь. Грозный часовой древнего городища, коренастый и крепкий, который оставался многие века один, но не покинул свой пост. Крестовоздвиженский собор считается патриархом романовских церквей.

Храм является одной из первых каменных культовых построек. Он был возведён на месте деревянной одноимённой церкви на средства горожан и «доброхотных людей», освящён в 1658 году. Царь Михаил Фёдорович пожертвовал в собор чудотворную икону Тихвинской Божьей Матери. Его отец, царь Алексей Михайлович, выдал на построение храма 100 рублей. На царскую ругу в 100 рублей и деньги, собранные с населения, у северо-западного угла храма была поставлена колокольня. В её облике немало общих черт с московскими колокольнями второй половины 17 века.
Тип постройки строго выдержан в стиле того времени. По плану построек храмы делятся на 12 видов. Крестовоздвиженский собор устроен по второму типу. Основной объём храма вытянут вверх и увенчан мощным пятиглавием. Главы покоятся на световых барабанах, через оконные проёмы которых свет в храм льётся сверху, что подчёркивает высокую идею: свет Христов освещает всех. Отсутствие окон внизу имело своей целью сосредоточить внимание прихожан на молитве.

Собор – бесспорное творение местных мастеров – сохранил все характерные черты ярославского усложнённого храма. Тот же пятиглавый массив с тесно примкнувшими к нему приделами, галереями и колокольней. Те же огромные купола, высота которых, как и в ярославских памятниках, превышает высоту здания. Вот только шатры над боковыми приделами не по-ярославски малы, однако это не портит общей гармонической композиции собора. Храм одноэтажный, пятиглавый, квадратный с пятью алтарными полукружьями и двумя приделами по сторонам. Длина церкви 7 сажень, с алтарем и папертью 12,5 сажень, ширина 7,5 сажень, с папертями и приделами 13,5 сажень, вышина с главой и крестом 14 сажень и один аршин.
Храм за долгие годы своего существования не раз подвергался переделкам. Постепенно он «оброс» пристройками, во многом исказившим его первоначальный облик. Есть предположение, что первый одноглавый храм завершался шлемовидной главой. Начиная с 1652 года собор перестраивается, шлемовидная глава заменяется на луковидную, достраиваются еще 4 главы, колокольня и два придела: холодный Смоленский и теплый Введенский. В 1898-1899 годах проведена реставрация росписей.

В конце XIX века он пришёл в великую ветхость: своды местами лопнули. В 1890 году архиепископ Ярославский Ионафан в своем обозрении епархии пишет, что Крестовоздвиженский храм принадлежал к числу беднейших во всей епархии. «Прихожан мало, да и те по большей части блуждают в расколе». На приведение культового сооружения в надлежащий вид требовалось 40 тысяч рублей, но средств у собора не было. Староста собора В. Р. Новиков собрал большими стараниями 7 тысяч рублей, но этой суммы едва хватило на наружный ремонт крыши, глав и сводов. Архиепископ Ионафан уже намеревался закрыть собор, а притч вывести. В это критическое время на помощь пришёл московский благотворитель В. Я. Герасимов. Он осмотрел храм, нанял мастеров, выделил на ремонтные работы 30 тысяч рублей. Реставрацией иконостаса руководил известный московский мастер Гурьянов. Общее наблюдение за реставрационными работами осуществлял академик Е. А. Сабанеев. К сожалению, они не улучшили внешнего вида храма, упростили первоначальный замысел зодчих. Изменилось покрытие кровли – прежнее покрытие было позакомарным. Односкатной стала крыша над апсидами. Исчезли килевидные завершения на средних закомарах.

Прошло какое-то время, от сырости собор стал требовать снова ремонта. Староста собора Н.А. Тихомиров имел намерение осуществить устройство отопления в храме, но быстрая кончина не дала завершить начатое.

Имеются и утраты. Так, на окнах нижнего яруса утрачены красивые узорчатые каменные наличники. Их стесали, когда в начале XIX века проводили замену решёток. О великолепии узорчатых каменных наличников теперь можно судить по окну южного придела. В прошлом веке разобрали оба крыльца – с южной и западной сторон. Теперь вместо крылец невысокие порталы с простыми колоннами.
К Крестовоздвиженскому собору была приписана тюремная церковь во имя иконы Пресвятой богородицы «Всех скорбящих радостей», устроенная в 1860 году. В ведении собора также находился церковный дом для притча, две деревянные часовни в центре города и две богадельни – Хлобыстинская и Беспаловская. Богадельни существовали на средства благодетелей, чьи фамилии они носили. Здания, в которых когда-то размещались богадельни, сохранились. К храму были приписаны две часовни, которые находились в центре города, но когда и кем они были построены – неизвестно.

Когда-то внутри храма фрески пышным и ярким ковром покрывали все стены. Над ними трудились великие мастера XVII века. Первоначально начинал писать Василий Ильин, а под его руководством трудились начинающие, а впоследствии знаменитые художники – Гурий Никитин и Сергей Васильев. Росписи проводились в два приёма: галерея расписана в 50-х годах XVII века, а центральный храм в 1676 году. В галереях работами руководил Василий Ильин, он превосходно изображал животных, птиц и растения. Кисти тогда ещё молодого Гурия Никитина принадлежит композиция «Нерукотворный Спас», «Сошествие Святого Духа» и «Благовещение». На столпе в числе многих изображений святых мучеников и преподобных имеется образ князя Романа Угличского.
В 1898-1899 годах проведена реставрация росписей. Часть фресковых росписей сохранилась до наших дней, посмотреть на них приезжает большое количество людей.

В годы советской власти собор пострадал менее других церквей города. До 1929 года за него несла ответственность церковная община. С 1930 года в храме открылся антирелигиозный краеведческий музей, просуществовавший до начала Великой Отечественной войны. Затем здесь располагался склад лесоматериалов, который охранялся, а вместе с ним и собор. Какой-то период времени территорию вокруг храма занимал питомник, в котором выращивали саженцы. С 1992 года собор передан в ведение Ярославской епархии.


#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia




25.07.2018 Круглый стол Ассоциации «Русская провинция»

25 июля 2018 г. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре совместно с Ассоциацией развития исторических поселений «Русская провинция» проводят «круглый стол» на тему: «Код русской провинции»: Актуальные вопросы развития массового краеведения».
Участниками круглого стола стали представители различных ветвей государственной власти, муниципальных образований, музейных и краеведческих организаций, экспертного сообщества.
В ходе «круглого стола» планируется обсудить следующие вопросы:
- о развитии массового краеведения;
- о роли музеев в жизни исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом, как центров местных сообществ, формируемых на основе интереса к генеалогии и краеведению;
- об успешных практиках вовлечения жителей исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом, в краеведческую и генеалогическую деятельность;
- о комплексном подходе к современным форматам краеведческого исследования как основе формирования патриотизма;

- о современных тенденциях социокультурного проектирования и брендирования исторических поселений и муниципальных образований, обладающих историко-культурным потенциалом;
- подведение итогов Проекта «Код русской провинции. Первый этап».
#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia


25.07.2018 Из истории создания сквера СССР

Сквер советского периода - это один из первых подобных музеев под открытым небом в постсоветской России (о нем немало писали в прессе) интересный для туристов. До 60-х годов прошлого века на этом месте располагалась небольшая базарная площадь. Местное население называло ее "тот базар", поскольку основной базар находился недалеко от льнокомбината "Тульма".

В 1967 году создание сквера началось с посадки деревьев коллективом учителей и учащихся средней школы №1. Были проложены асфальтовые дорожки, установлен памятник читающим девочкам, при входе в сквер - тумбы и вазоны. Затем сюда перенесли памятник И.П. Тутаеву, который был первоначально установлен в 1957 году на небольшой площадке рядом со столовой №5 ( ул. III Интернационала, ныне - Ярославская). Автор памятника - ярославский скульптор А.И.Соловьев (1925-1982). Это одна из первых его работ в скульптурной галерее героев к 40-летию Октября. Перенос бюста связан, скорее всего, с новой знаменательной датой - 50-летием Октября. Кроме того, в доме напротив сквера (ул. Кирова, 32, ныне - Романовская) разместился Исполком районного Совета депутатов трудящихся. Поэтому памятник И.П. Тутаеву установили лицом к этому административному зданию.

Шли годы, выросли большие деревья. Они стояли настолько плотно друг к другу, что в сквере стало темно и сыро. Из-за отсутствия солнечных лучей там не росли цветы. К началу 2000-х годов это некогда приятное для горожан место отдыха превратилось в весьма печальное зрелище. В 2008 г. Департамент культуры, туризма и молодежной политики (директор В.Г. Федоров) вышел с инициативой к Администрации района (Глава Я.Ю. Андреев) о реорганизации сквера и создании нового объекта в исторической части города, который бы посещали туристы. Предложение было поддержано. Созданная экологическая комиссия выбраковала более сорока старых деревьев, найдены и установлены четыре ретро-автомобиля - гордость советского автопрома. Скульптор В.Р. Алаев изготовил фигуры пионера с горном и пионерки - точные копии парковых скульптур 50-х годов. Остальные бюсты известных советских людей были привезены из населенных пунктов района: бюст М.И. Калинина находился рядом с овчинно-меховой фабрикой, когда-то носящей имя Всесоюзного старосты, бюсты В.В. Маяковского и А.М. Горького, а также вазоны на центральной аллее передала скверу директор Константиновского РДК Н.И. Шапарина, бюст Л. Н.Толстого был найден во дворе Константиновской средней школы. В 2012 году в сквере появился памятник в полный рост В.И. Ленину. Это подарок Ярославского вагоноремонтного завода, который некоторое время находился на территории предприятия. Подобные памятники в большом количестве изготавливались для парков и скверов в 50-е годы на Украине. Памятник привезла и подарила директор музея завода, известный ярославский краевед Вера Викторовна Кузнецова.

Сегодня сквер советского периода радует горожан и туристов своей ухоженностью, посаженными цветами. Здесь модно узнать об исторических событиях в городе, посмотреть концерт со сцены-"ракушки" и просто отдохнуть. Сквер, как и было задумано, стал привлекательным туристским объектом.

#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia




20.07.2018 Новый видеоролик о городе

На IV районном кинофестивале "Кино без границ" 14 июля состоялась презентация нового видеоролика о городе. Зимняя профессиональная аэросъемка в Тутаеве уже есть, а Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск» уже давно планировал отснять летнюю. Итак, все знаковые места Тутаева (Романов - Борисоглебска) с высоты птичьего полета. Приятного просмотра!

#Тутаев #РомановБорисоглебск #Аэросъемка #ТуризмТутаев #ЦентрТуризма #АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #КодРусскойПровинции #visityaroslavia                                      

 

20.07.2018 Дом купцов Апаховых.

В рамках реализации проекта "Код русской провинции. Первый этап" Ассоциации "Русская провинция" и Фонда президентских грантов на территории Тутаеского района было выявлено более 50 основных достопримечательностей. Мы продолжаем знакомить наших подписчиков с некоторыми из них. Невозможно обойти вниманием дом купцов Апаховых на левом берегу нашего города.

Умели наши предки использовать природные особенности для сооружения зданий. На высоком холме, как символ устойчивости, возвышается каменный двухэтажный особняк. Здание построено в первой половине XIX века в стиле провинциального классицизма, имеет характерную обработку фасада, окон, карниза и цоколя.
В этом здании нашла отражение любовь жителей к полукруглым фронтонам, редким в классической архитектуре. Над вторым этажом выполнен широкий выгнутый фронтон со светелкой. Народное название дома «мужская кепочка с кокардой». Особняк Апахова является интересным примером использования типового проекта в регулярной застройке, построен по принципу «мой дом – моя крепость», толщина стен - более одного метра.
Под зданием находится большой подвал, который и сегодня в хорошем состоянии, сохранилась даже огромная печь, в которой когда-то пекли хлеб на продажу. Здесь же в подвале располагались складские помещения для муки. Апаховы торговали мукой и хлебом. Так и вспоминается знаменитый романовский торговый караван. Ежегодно романовские купцы формировали караван из 60 судов и привозили с низовьев Волги зерно (хлеб). Часть зерна оставалась в городе, а часть направлялась в северную столицу Петербург. В народе говорили: «Кто хлебом торгует, тот не горюет».
По документам 1883 года у здания было три владельца: почетная гражданка Александра Петровна Быкова, купеческая жена Юлия Петровна Апахова и купеческая дочь Любовь Сергеевна Новикова. В начале 20 века дом снова стал собственностью семьи Апаховых, в семье было 6 детей.


#АссоциацияРусскаяПровинция   #ФондПрезидентскихГрантов   #РомановБорисоглебск   #Тутаев #КодРусскойПровинции  #Проект  #visityaroslavia



17.07.2018 Дом Размустова (Дом с бельведерами)

В правобережье тоже есть свои жемчужинки. Среди жителей города до сих пор бытует легенда, что этот деревянный дом был построен купцом Размустовым. В действительности, дом построен в середине 20-х годов XX века. Он является украшением туристического маршрута, его ласково за красоту называют «теремком». Здание сложено из бревен, связанных в «обло» и поставлено на белокаменный оштукатуренный цоколь. В плане объема дом имеет прямоугольную форму: главный фасад вытянут по улице Луначарского. Украшением дома являются две декоративные башенки или бельведеры. Такой вид декора был редким для правобережной части города.
По типу архитектуры здание можно отнести к стилю позднего модерна (элементы асимметрии в композиционном построении).

В те времена только очень смелый человек мог построить такое необычное здание. По документам (Бюро технической инвентаризации) домовладение возведено в 1924 году владельцем Федором Венедиктовичем Размустовым. Но какими удивительными легендами овеян этот деревянный дом. Местные легенды гласят, что в свое время Ф.В. Размустов был известным в городе купцом III гильдии, а дом был им куплен на территории Романово-Борисоглебского уезда, в разобранном виде перевезен в город. Возможно, поэтому в ряде справочников встречаются разные даты строительства дома: 1923, 1924, 1927 годы.
Федор Венедиктович Размустов – сын крестьянина деревни Олюнино Романово-Борисоглебского уезда Венедикта Евгеньевича Размустова. Венедикт Размустов в молодости работал на конезаводах. Он был жокеем и неоднократно принимал участие в скачках в Петербурге, в Москве и Финляндии. Его знали под именами «Американец», «Размусто». Сначала в исповедных росписях он значился как Венедикт Евгеньев (фамилия по отчеству отца).

О происхождении фамилии Размустов семейные легенды гласят следующее. Однажды со своим другом он отправился в Петербург на заработки. По окончании работ они получили расчет, на радостях выпили вина. Его друг уехал домой, а Венедикт остался, потому что встретил девушку, шведку по национальности, остался у неё жить. Он взял фамилию жены, измененную на русский манер, выправил паспорт. Венедикт с молодой женой вернулся в родной город на Волге. Венчались в 1882. В браке родилось 3 детей. Жена умерла после рождения младшего сына. Федору тогда исполнилось 5 лет. Венедикт Размустов женился вторично на девице 17 лет Федосье Тимофеевне Серовой. У них родилось 8 детей.
Сын от первого брака Федор Венедиктович родился в 1889 году в Рыбинске, где в это время на заработках находился его отец. Он рано потерял мать, которую помнил очень смутно.
Федор Венедиктович Размустов – участник Первой мировой войны, был мобилизован 24 октября 1914 года. В 1915 году он попадает в плен и находился на территории Восточной Пруссии. Федор Иванович в плену батрачил на хозяина, 6 раз он бежал, его ловили, сажали в яму на хлеб и воду. Местные девушки тайком подкармливали его. Лишь на седьмой раз побег удался, в ноябре 1918 года он вернулся домой.

В настоящее время владельцами дома являются Хаванкины. Дом не утратил своего очарования. Наличники с растительным орнаментом, резная парадная деревянная дверь привлекают внимание. Сохранился ряд надворных построек. Сегодня дом Размустова является украшением туристического маршрута. У дома до настоящего момента сохранился ряд надворных построек хозяйственного назначения: амбар, сарай, дровяник.


#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia


17.07.2018 ЭЛИТНЫЙ ТРАКТИР "САМСОН" - место громких сделок и пари в городе

Это каменный дом в левобережье, двухэтажный, построен в середине XIX века. По документам 1883 года здание принадлежал Олимпиаде Алексеевне Рябковой. В начале прошлого века в этом здании размещалась «Чайная» купца Яковлева, затем элитный трактир «Самсон, который в годы первой мировой войны получил статус ресторана. Однако в народе по-прежнему его называли - трактир «Самсон». Владельцами ресторана были турки Агисмаилов Мустафа Эфенди и Агисмаилов Мемед Эфенди.

«Не по Сеньке шапка», так можно сказать о крестьянах или бедных горожанах, которым сюда был вход закрыт. В те времена на второй этаж вела чугунная лестница. На втором этаже размещалась гостиница. Именно в «Самсоне» часто совершались сделки или заключались пари, о которых долго судачили в городе. Как отмечал краевед А.А. Власов, в этом здании заключили необычное пари два известных купца: Солеников и Долгополов. Солеников занимался перевозом через реку Волга, а Долгополов - извозом грузов. Купцы поспорили: чьё дело доходнее. По окончании года банк выдал документ о доходах каждого, разница буквально получилась в несколько рублей. Весь город долго судачил о таком необычном пари.

В первые годы советской власти ресторан продолжал работать. Жители с уважением относились к Агисмаиловым. В годы Великой Отечественной войны они поставляли бесплатно в детский дом им. К. Ворошилова молоко и другие продукты. Затем в здании длительное время размещалась поликлиника, а впоследствии Дом пионеров.
В настоящее время в здании располагается творческая мастерская и сувенирная лавка «Мир рукоделия» с оригинальными изделиями местных мастеров.
У кого есть летние фото здания, просьба оставить в комментариях.

#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект #visityaroslavia


06.07.2018 БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Благовещенская церковь играет заметную роль в облике правобережья. Поставленная у Ярославской дороги на береговом скате, церковь визуально связана с Воскресенским собором и ансамблем Казанской церкви.

Благовещенская церковь построена в 1660 году на месте деревянной церкви, которую разобрали «за ветхостью». Она была расположена в селе Ново - Благовещение, которое в 1777 году вошло в черту города Борисоглебска. Церковь до 1764 года принадлежала Ярославскому Спасо - Преображенскому монастырю.

Существует гипотеза, что ее строили московские строители. Вероятно, это связано с конструктивными особенностями Благовещенской церкви. Действительно, для московского культового зодчества XVII века характерны небольшие бесстолпные храмы, украшенные горками кокошников. Благовещенская церковь является единственным бесстолпным храмом в городе. Она построена по самому сложному типу строительства храмов, когда купол держится без колонн. Это чудо храмового строительства. В основе храма квадрат 11 х 11 м, толщина стен 1м 30см.

Возможно, на склоне к Волге прежде располагалось небольшое кладбище. Местные жители помнят бывшие здесь могильные холмики и памятники. К Благовещенской церкви были приписаны две деревянные часовни, существовавшие с «незапямятных времен». Где именно они располагались в городе – неизвестно. Последний раз они упоминаются вместе в «Ведомостях о церкви Благовещения» за 1914 год. В подобном документе за 1921 год значится только одна.

Приход церкви Благовещения составляли жители села Ново-Благовещенского, Ямской слободы, Борисоглебской слободы и деревень: Антоновской, Митинской, Мартынова, Рыкова. Всего на 1914 год значилось около 500 прихожан.

Еще в 1874 году в приходе Благовещенской церкви была открыта «общественная начальная городская школа». В октябре 1914 года открыли еще одну школу – смешанную. В ней обучались как мальчики, так и девочки. При этом отмечалось, что церковно-приходской школы в приходе нет. Церковная библиотека насчитывала 50 томов книг «для чтения предназначенных».

Главной святыней церкви являлся Донской образ Божьей Матери, спасшей в 1771 году жителей от морового поветрия. Образ Божьей Матери был «украшен и поставлен в сем киоте в лето 1771 года от Христа во время морового поветрия тщанием села Благовещенского, жители помощию и заступлением Пресвятые Богородицы от поветрия избавлыися. Того ради праздновать повсягодно по установленному августа 19 день». В 1830 году в благодарность за избавление от эпидемии холеры святой образ был украшен ризой. О почитании Донского образа Божьей Матери местными жителями свидетельствует тот факт, что одна из улиц города получила название Донской. Сегодня Чудотворный Донской образ божьей Матери находится в Воскресенском соборе.

Священнослужители Благовещенской церкви. Весной 1854 года прихожане Благовещенской церкви под началом священника Иоаким Ульяновского выбирали старосту на новое трехлетие. Прихожане единогласно изъявили желание, чтобы церковным старостой Благовещенской церкви был купец Михаил Петрович Гордеев. Список был послан в Ярославскую Духовную Консисторию для утверждения. 12 июня 1854 года благочинный получил Указ Духовной Консистории, где в строгой форме спрашивалось о том, «почему священнослужители и Вы допустили избрать в старосты Михаила Гордеева, зная, что он раскольник». Как оправдывались священнослужители Благовещенской церкви, неизвестно. Но 7 июля пришёл Указ, которым старостой Благовещенской церкви был утверждён купец Михайло Петров Гордеев, но благочинному приписывалось наблюдать за его поведением. Но староста Михайло Гордеев обратился с просьбой об освобождении его от должности, так как он принадлежит к старой вере, 18 сентября он был уволен с должности. Такие жёсткие отношения складывались между староверами и официальной Церковью. Священники проводили большую работу среди старообрядцев и иноверцев по присоединении их к официальной Церкви.

Официальная дата закрытия Благовещенской церкви – 21 ноября 1929 года. Помещение было передано для использования под культурные нужды общественных организаций.

Одним из самых многострадальных храмов в советский период оказалась Благовещенская церковь. После недолгого существования в церкви клуба имени Сталина, в ней устроили пекарню, в которой случился большой пожар в 1949 году. При пожаре на складе взорвались бочки с маслом, здание сильно пострадало. В начале 60-х годов XX века во время очередной атеистической кампании, тракторами была растащена колокольня, разрушения произведены серьёзные. Церковь попытались разобрать на кирпичи, но слишком прочной оказалась кирпичная кладка. Церковное здание устояло, но его какой-то период использовали для проведения тренировок по скалолазанию. В 2000 году был зарегистрирован приход, а в престольный праздник святителя Алексия – 25 февраля в 2001 году состоялась первая Литургия.

Интерьер храма. Свет льётся сверху. В храме светло. Удивительное паникадило тонкой работы, выполнено мастерами Сергиева Посада. Иконостас выполнен по современным технологиям, украшен ручной резьбой с позолотой. В храм возвращаются старые иконы, например, Казанской Божьей Матери, Петра и Павла 1885 года, она является пожертвованием от купца П.Ф. Филимонова. Святитель Николай изображён в полный рост. Иконы святителя Николая всегда размещают в специальных киотах.

Справа и слева клиросы для певчих, достаточно необычное решение.

#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект

 

03.07.2018 ВОСКРЕСЕНСКИЙ СОБОР

Продолжается реализация проекта "Код русской провинции. Первый этап" Ассоциации "Русская провинция" и Фонда Президентских грантов. В марте благодаря двум проведенным конкурсам в рамках проекта было выявлено 50 ключевых достопримечательностей Романово-Борисоглебского края. Настало время их обнародовать. И начнем мы, без преувеличения можно сказать, с достопримечательности №1 - Воскресенского собора.

Над приземистыми домиками, прилепившимися к скату правого берега, на самой вершине горы возвышается огромный Воскресенский собор. Поставленный на широкой площади, на вершине волжского холма, он замыкает перспективу нескольких подходящих к нему улиц.

Одинокий, величественный, он господствует над округой. Господствует – другого слова не подберёшь. Он – главная доминанта города. Собор, как в старину, так и теперь остаётся несомненным центром всей панорамы правобережья. Издалека, с Волги или с другого берега, силуэт собора очень выразителен. Воскресенский собор – главный храм города, он всегда был сосредоточением духовной жизни города. Построенный на крутом правом берегу Волги, он занимает господствующее положение как бы паря над городом, и виден со всех сторон. Великолепно найдены пропорции масс, поднимающихся на фоне неба уступчивой пирамидой.

Исследователи XIX века удивлялись «непонятному капризу истории», забросившему в тихий приволжский городок такой дивный храм, который своими размерами, изысканностью и богатством может соперничать с храмами Москвы и Ярославля. Известные исследователи древнерусского искусства Н.В. Покровский, В.В. Суслов, И.Э. Грабарь, Павлинов отмечали своеобразие собора и ставили его в один ряд с такими шедеврами как церкви Николы Мокрого и Иоанна Предтечи в Ярославле. Строители храма во многом предвосхитили композицию и убранство памятников кульминационного периода ярославского зодчества. Такие великолепные сооружения, как храм Иоанна Предтечи в Толчкове, во многом продолжают линию развития, намеченную создателями Воскресенского собора.

 

При частом упоминании в литературе, разного рода публикациях Воскресенский собор изучен крайне недостаточно и поверхностно.

По преданию, как отмечает священник М. Голиков, на месте современного Воскресенского собора находился мужской монастырь. Когда был основан и упразднен, точных сведений нет. Во времена Ивана Грозного здесь находилась двухъярусная деревянная церковь в честь святых Бориса и Глеба. Сегодня на её месте установлен каменный столп, увенчанный крестом. К середине 17 века на месте Воскресенского собора высилась каменная трех шатровая церковь с трапезной и двумя приделами. На церковной стене до наших дней сохранилась дата освещения храма - 1652 год. Но «от тяготы шатров верхи расселись во многих местах» и с позволения Ростовского митрополита Ионы Сысоевича на основе этой церкви был выстроен собор во имя Воскресения Христа. Храм строился «всем миром», заказчиками были «земский староста Никита Молодушкин со товарищи да Захарий сын Котлованов.

 

Искусствовед С. Б. Семенова много лет занимается изучением собора, благодаря ей установлено, что Воскресенский собор был построен в 1675 году, хотя на красивой стене западного крыльца у входа в теплый храм, находится памятная табличка о том, что собор построен в период с 1652 по 1678 годы.

Воскресенский собор является разновременной постройкой. Здание собора состоит из нескольких построек, собранных в одну живописную группу. Основу архитектурного памятника культового зодчества составляет куб главного храма, увенчанный пятью куполами. Пять громадных зеленых куполов, высоко поднятых на больших узорчатых барабанах и увенчанных стройными восьмиконечными крестами, усиливают общую монументальность и величественность храма. С трех сторон собор окружен двухъярусными галереями. В летний храм ведут два крыльца – с юга и запада. В конце 17 века рядом с храмом выстроили шатровую колокольню и трехъярусные святые ворота. Оградой декоративного назначения храм был обнесен в середине 19 века. Таким образом, план древнего храма задуман и осуществлен талантливым зодчим. Ярусная композиция огромного срединного четырехстолпного храма, охваченного с трех сторон высокой галереей, а с четвертой – верхним ярусом алтарных апсид – великолепна. Могучая сила зодчего чувствуется в мощных арках, поднявших и, кажется, легко, без напряжения несущих на своих дугах более мелкую и легкую аркаду и галереи. Единство арочных мотивов более крупного и сильного внизу и более легкого наверху, создают впечатление огромной устойчивости всего здания. Это впечатление более усилено необычными, двухъярусными апсидами алтаря. Вытянутые далеко вперед нижние апсиды создают с восточной стороны еще один ярус. Этот добавочный адрес воспринимается как своеобразный устой, поддерживающий собор на довольно заметном уклоне берега. Строителям храма удалось найти правильное соотношение и соразмерность его основных частей.

Весь храм задуман, как устремленный к небу пирамидальный объем. Однако чтобы зритель не заскучал от слишком полного равноподобия противоположных частей здания, зодчие два одинаковых крыльца поставили не симметрично, а под углом, у южных и западных стен храма. Таким образом, несимметричные крыльца слились со строго симметричным собором, они стали от него неотделимы. Крыльца Ильинской церкви в Ярославле также поставлены под углом, но в Ильинской церкви они лишь несимметричность её композиции, а здесь с завидной смелостью врываются в строгую симметрию храма, не нарушая, а обогащая её.

 Усложненный облик Воскресенского собора не копирует, не перепевает ярославские памятники, он самобытен и прекрасен. Это, конечно, не значит, что Воскресенский собор не имеет предшественников, но там, где мастер пользовался чужим мотивом без переработки на свой лад, но делал это бесхитростно, с подкупающей откровенностью. В каждой детали храма проглядывает щедрость, широкий размах, творческий восторг, - словно не хотели знать удержу люди, решившие прославить родной город невиданным в округе храмом.

Наряден и сам собор, он богато декорирован фигурной кладкой, рельефным узором, росписями. Под самой кровлей на карнизах – широкий пояс ярких фресок, между которыми располагаются кирпичные вазоны, выше которых на стене написаны цветы на сочных стеблях, как бы в этих вазонах растущие. Вазоны «стоят» на широком поясе – фризе, в который врезаются наличники окон в виде килевидных кокошников. Простенки между окнами заполняют висячие колонки, похожие на гирлянды бус. Ниже идут окна галереи. Они имеют форму сдвоенных арок с гирькой посередине. Стены между окон украшают столбики полуколонн. Под окнами проходит широкий пояс из кессонов – квадратных углублений в стене, середину которых когда-то занимали знаменитые ярославские изразцы. Декор фасада удивляет своей насыщенностью и разнообразием мотивов, и все это пронизано духом какой-то по венециански пышной роскоши. Возможно, поэтому среди местных жителей бытует легенда об итальянских архитекторах, строивших этот удивительный храм.

 

Размеры Воскресенского собора: длина – 35 метров, ширина - 30 метров, высота до вершины креста – 49,7 метра. Высота теплой нижней церкви – около 5 метров, а высота верхнего храма до сводов составляет 13,5 метров, а до главного купола – 24 метра. Ширина галереи около 5 метров.

Рядом с собором стоит колокольня, она очень напоминает знаменитую «Ярославскую свечу» - колокольню церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, только чуть меньше, скромнее её, потому что вместе со всем правобережьем подчинена зодчим одному композиционному центру – собору – и не смеет спорить с ним. Высота колокольни составляет почти 35 метров, она была перестроена в 1856 году.

 Святые ворота, увенчанные легкой ярусной башенкой - это откровенное повторение врат в ограде Коровницкого храма, только звучат они здесь несколько иначе. Рядом с громадой собора они выглядят изящными и хрупкими, радующими глаз своей нарядностью. Ограда вокруг собора сооружена стараниями купца Степана Щукина в 1856 году.

#АссоциацияРусскаяПровинция #ФондПрезидентскихГрантов #РомановБорисоглебск #Тутаев #КодРусскойПровинции #Проект


 

28.03.2018 Подведены итоги конкурсов в рамках проекта «Код русской провинции»

Сегодня, 27 марта, в музейно-выставочном комплексе "Борисоглебская сторона" состоялось заседание двух комиссий по подведению итогов конкурсов: конкурса детских рисунков "Тутаев-городок - Ярославля уголок", в котором приняло участие 90 детей Тутаевского муниципального района, и городского конкурса "Край родной, навек любимый", в котором приняло участие 57 взрослых и детей Тутаевского муниципального района.

ПРИГЛАШАЕМ ЖЮРИ И ВСЕХ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСОВ 29 МАРТА В 14:00 В ЗАЛ ЗАСЕДАНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ТМР ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННОГО НАГРАЖДЕНИЯ!

Целью конкурса рисунков было выявление и поддержка детей и подростков, проявляющих художественно - творческие способности и интерес к изображению историко-культурного наследия родного края.

В жюри:
1. Прохорова Юлия Николаевна, ведущий специалист Департамента культуры, туризма и молодёжной политики АТМР.
2. Канаткина Наталья Викторовна, художник, преподаватель художественного отделения МОУ ДО «Детская школа искусств».
3. Семёнов Андрей Геннадьевич, художник, руководитель объединения «Вдохновение», с/п «Городской клуб» МУ «РДК».
4. Самсонова Мария Анатольевна, художник, руководитель объединения «Вернисаж» МОУ ДО ЦДО «Созвездие».
5. Сахно Ирина Михайловна, художник.
6. Коробова Любовь Анатольевна, художественный руководитель МУ «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск».

Цель конкурса «Край родной, навек любимый» - формирование уважительного отношения к историческому прошлому, к памятникам истории и культуры Романово-Борисоглебского края.

В жюри:
1.Багрова Елена Валентиновна, заведующая музейным отделом МУ «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебк».
2. Иванова Валентина Николаевна, представитель общественности ТМР (бывший начальник архивного отдела Администрации ТМР).
3. Нефедьева Нина Петровна, ведущий методист МУ «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебк».
4. Самойленко Елена Владимировна, помощник Главы ТМР.
5. Худякова Светлана Георгиевна, ведущий специалист Департамента культуры, туризма и молодежной политики АТМР.

Председатель двух конкурсов — директор МУ «Центр культуры и туризма «Романов-Борисоглебск» А.В. Павлов.
По итогам работы комиссий определены 19 победителей, учреждены 3 специальных приза.




27.03.2018 Семинар от Ассоциации "Русская провинция"
22 марта делегация Тутаевского муниципального района приняла участие в образовательном семинаре в г. Москва по социокультурному проектированию и выявлению главных туристических брендов "пилотных" территорий проекта "Код русской провинции". Экспертами семинара выступили профессионалы сферы экономики и менеджмента культуры, творческого предпринимательства, преподаватели, лекторы.
Е.Х. Мельвиль, директор ГАУК г. Москвы "Культурный центр ЗИЛ", провела экскурсию по культурному центру, где наглядно продемонстрировала инструменты работы с современными аудиториями. Е.А. Сачкова, директор Агентства "Творческие индустрии" представила примеры проектов развития городской среды.
Н.Е. Прянишников, архитектор, председатель Правления партнерства Ассоциация менеджеров культуры, рассказал о важности брендинга места как инструмента развития территории.
"Семинар был очень насыщенным и полезным, - поделилась своими впечатлениями Наталия Белова, менеджер Центра культуры и туризма, - я получила массу новой информации для работы. Спасибо организаторам мероприятия, Ассоциации "Русская провинция".


15.03.2018 Ассоциация «Русская провинция» организует Образовательный семинар по социокультурному проектированию и выявлению главных туристических брендов «пилотных» городов.
В рамках реализации проекта «Код русской провинции. Первый этап» 22-23 марта 2018г. Ассоциация «Русская провинция» организует Образовательный семинар по социокультурному проектированию и выявлению главных туристических брендов «пилотных» городов. Семинар является межрегиональным мероприятием и направлен на повышение эффективности межсекторного взаимодействия среди общественных объединений и организаций, работающих в сфере краеведческой и туристской деятельности в «пилотных» городах.

В программу Семинара включены лекции ведущих экспертов в сфере проектирования развития территорий, институционального развития и экономических моделей культурных проектов.

В семинаре примут участие представители администраций пилотных городов, а также организаций туристической сфере. «Пилотные» города, участвующие в Проекте- г. Касимов (Рязанская область), г. Кашин (Тверская область), г. Дорогобуж (Смоленская область), г. Тутаев (Ярославская область)

Проект «Код русской провинции. Первый этап» является победителем второго конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. Основная цель Проекта - развитие сферы краеведения и вовлечение жителей исторических поселений и малых городов в совместную деятельность по сохранению и популяризации историко-культурного наследия родного края и развитию внутреннего туризма.

«Код русской провинции. Первый этап» - это ключ к осознанию ценности исторических поселений и малых городов как носителей исторической памяти России.

10.03.2018 Конкурс "КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ"

Конкурс "КРАЙ РОДНОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ"

Объявляем еще один конкурс в рамках реализации проекта "Код русской провинции. Первый этап". К участию в Конкурсе приглашаются жители города и района с 11 лет: учащиеся 5-11 классов образовательных учреждений; взрослые жители без ограничений возраста. Конкурс пройдет в период с 5 по 20 марта 2018 года года включительно. Жюри подведет итоги 22 марта 2018 года. 

На конкурс необходимо представить творческую работу не более 2-х страниц печатного текста (шрифт: Times New Roman, размер - 12, поля - «обычные»). В основном тексте необходимо составить описание одной выбранной достопримечательности города, отметить личное отношение к данному значимому для города месту, явлению и так далее и прислать в электронном виде на адрес: ctrombor@mail.ru Отдельными файлами необходимо прикрепить 2-3 фотографии выбранной достопримечательности не менее 1280 х 960, 600 КБ. 

Для получения более подробной информации необходимо ознакомиться с Положением. 
Справки о конкурсе: тел. 8 (48533) 7-01-16 Нефедьева Нина Петровна

Положение краеведческого конкурса


06.03.2018 Конкурс детских рисунков «Тутаев-городок - Ярославля уголок»
В рамках реализации проекта «Код русской провинции. 1 этап» приглашаем принять участие в конкурсе детских рисунков «Тутаев-городок - Ярославля уголок». Конкурс пройдет с 5 по 20 марта 2018 года. К участию в конкурсе приглашаются воспитанники дошкольных образовательных учреждений 6-7 лет, обучающиеся 1-х - 11-х классов Тутаевского района. Тематика конкурса: историко - культурное наследие района. Рисунки могут быть выполнены карандашом, пером, акварелью, гуашью, углем и др. материалами.
26 марта состоится награждение победителей и участников.
положение детский конкурс рисунков
Вопросы о конкурсе по телефону: +7(48533)2-21-12 или электронной почте ctrombor@mail.ru



21.02.2018 Новый код Русской провинции


Ассоциация развития исторических поселений

«Русская провинция»

ОГРН 1173300000060 ИНН 3323006968 КПП 332301001

Место нахождения и адрес для направления корреспонденции:

601213, Владимирская область,

Собинский район, д. Рукав, дом 100

E-mail: direct@rusprovince.ru

www.rusprovince.ru

 

Новый код Русской провинции

 Ассоциация развития исторических поселений «Русская провинция» и Администрация Тутаевского муниципального района совместно реализуют Проект «Код русской провинции. Первый этап».

 Проект «Код русской провинции. Первый этап» является победителем второго конкурса на предоставление грантов Президента Российской Федерации

на развитие гражданского общества.

 Основная цель Проекта - развитие сферы краеведения и вовлечение жителей малых исторических городов в совместную деятельность по сохранению и популяризации историко-культурного наследия родного края и развитию внутреннего туризма.

 Город Тутаев стал участником Проекта, «пилотным» городом, на базе которого будут осуществляться все основные мероприятия.

 В рамках Проекта планируется проведение краеведческих исследований, конкурсов по выявлению новых достопримечательностей города Тутаева, творческих историко-краеведческих конкурсов, разработка маршрутов и квестов, организация образовательных семинаров по теме социокультурного проектирования и выявлению главных туристических брендов. Итогами Проекта станут создание медиатеки, включающей базу краеведческой и туристко-навигационной информации в Тутаеве, а также внедрение системы туристической навигации с использованием QR-кодов.

 Проект «Код русской провинции. Первый этап» - это ключ к осознанию ценности малых исторических городов, а также возможность пересмотреть значимость сохранившихся объектов культурного наследия не только для гостей и туристов, но, прежде всего, для местных жителей.

 Вместе с городом Тутаевым в Проекте принимают участие г. Дорогобуж Смоленской области, г. Кашин Тверской области, г. Касимов Рязанской области.

Председатель Правления Ассоциации развития исторических поселений, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Сергей Рыбаков на встрече, состоявшейся с представителями Администрации Тутаевского муниципального района, отметил особую важность и значимость Проекта «Код русской провинции. Первый этап» именно в возможности привлечения к участию в нем местных жителей, которые смогут в рамках Проекта по-новому взглянуть на свою малую Родину, проявить активную гражданскую позицию.

 Малые исторические города, исторические поселения – это носители исторической памяти России. Они выполняют важнейшую общенациональную задачу по формированию российского самосознания. Проект «Код русской провинции. Первый этап» призван стать достойным элементом в системе сохранения и развития историко-культурного наследия России.