Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
f40a20e67fc94b8a0c8fa63951908b12.png
01.png

24.02.2021 Основные изменения по вопросам применения налоговых льгот при налогообложении имущества физических лиц, применяющиеся для налогового периода 2020 года

1. Применяется при расчете имущественных налогов физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года) налоговый вычет по земельному налогу.

Законом от 28.12.2017 № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», начиная с налогового периода 2017 года, введен налоговый вычет, уменьшающий земельный налог на величину кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (далее – вычет). Так, если площадь участка составляет не более 6 соток – налог взыматься не будет, а если площадь участка превышает 6 соток – налог будет рассчитан за оставшуюся площадь.

Вычет применяется для категорий лиц, указанных в п. 5 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (Герои Советского Союза, Российской Федерации, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий и т.д.), а также для пенсионеров.

Вычет применяется для одного земельного участка по выбору «льготника» независимо от категории земель, вида разрешенного использования и местоположения земельного участка. При непредставлении в налоговый орган налогоплательщиком, имеющим право на применение вычета, уведомления о выбранном земельном участке, вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Лица, которые впервые в 2020 году приобрели статус «льготной» категории, для применения вычета при расчете земельного налога за 2020 год могут обратиться с заявлением о предоставлении данной льготы в любую налоговую инспекцию. 

 

2. Применяются при расчете имущественных налогов физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года) налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

Федеральным законом от 30.10.2018 № 378-ФЗ «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» в целях обеспечения дополнительных социальных гарантий физическим лицам в связи с 2019 года поэтапным повышением пенсионного возраста для различных категорий граждан, в том числе в случае назначения социальной пенсии или досрочного выхода на пенсию, установлены новые налоговые льготы для граждан предпенсионного возраста.

Закон предусматривает сохранение предоставляемых до 01.01.2019 пенсионерам федеральных льгот при налогообложении недвижимости, которые с 01.01.2019 попадают в категорию «предпенсионного возраста», т.е. соответствующих условиям назначения пенсии, установленным в соответствии с законодательством РФ действующим на 31.12.2018. 

Согласно закону, указанные лица с 2019 года имеют право на льготы по земельному налогу в виде налогового вычета на величину кадастровой стоимости 6 соток (ст. 391 НК РФ) и по налогу на имущество физлиц в виде освобождения от уплаты по одному объекту определённого вида (ст. 407 НК РФ).

Лица, которые впервые приобрели статус предпенсионера, для использования права на льготы за налоговый период 2020 года могут обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговой льготы, указав в нём документы-основания, выданные ПФР.  

3. Применяются при расчете транспортного налога физических лиц в 2021 году (за налоговый период 2020 года):

В соответствии с подпунктом 3 части 1 статьи 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (в редакции Закона Ярославской области от 03.11.2020 № 79-з «О внесении изменения в статью 7 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области») с 1 января 2020 года увеличен размер налоговой льготы по транспортному налогу одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с Законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».

Указанные налогоплательщики освобождаются от уплаты налога в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью до 150 лошадиных сил (включительно), а в отношении легкового автомобиля с двигателем мощностью свыше 150 лошадиных сил либо иного транспортного средства - на сумму налога, рассчитанную для легкового автомобиля с двигателем мощностью 150 лошадиных сил, т.е. сумма льготы в целом за год не превышает 4215 рублей.

Для использования права на льготы лица, отнесенные к данной категории льготников и ранее не представлявшие заявление о предоставлении налоговой льготы, могут обратиться в любую налоговую инспекцию с заявлением, указав в нем документы-основания, выданные соответствующим органом.

 

4. Письмо ФНС России от 08.06.2020 № БС-4-21/9447@ «Об освобождении индивидуальных предпринимателей от исполнения обязанности уплатить налоги на имущество в связи с принятием Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

 

Согласно статье 2 Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 172-ФЗ) индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности уплатить имущественные налоги:

1) транспортный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

Глава 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не связывает порядок исчисления и уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц с использованием (либо неиспользованием) транспортных средств в предпринимательской деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств.

Установленные законодательством правила государственной регистрации транспортных средств, включая Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), Федеральные законы от 14.03.2009 № 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними», от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не предусматривают обязательное указание цели использования регистрируемого транспортного средства физического лица.

Правила государственной регистрации транспортных средств зависят от цели использования в коммерческой деятельности только применительно к маломерным судам. В частности, статьей 17 КВВТ, пунктами 5, 9 статьи 33 КТМ установлено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов (далее - РМС) или Российском открытом реестре судов (далее - РОРС, для организации - участника специального административного района в соответствии с Федеральным законом «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»), а маломерных судов, используемых в коммерческих целях - в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре, Российском международном реестре судов, РОРС.

В силу пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) для предпринимательской деятельности может быть предназначено любое транспортное средство исходя из его возможного использования владельцем в целях систематического получения прибыли (например, по договору аренды, перевозки и т.п.).

Учитывая изложенное, по мнению ФНС России, статья 2 Закона может распространяться на любые транспортные средства, зарегистрированные на индивидуальных предпринимателей, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, зарегистрированных в РМС.

2) земельный налог за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

По мнению ФНС России, учитывая пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации и Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор, зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный № 33995), статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) земельных участков индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:

- по общему правилу, на земельные участки, за исключением кодов видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 12.0, 12.3, 13.0, 13.1, 13.2;

- на земельные участки с кодами видов разрешенного использования по Классификатору 1.16, 1.19, 1.20, 2.1, 2.2, 2.3, 2.7.1, 13.0, 13.1, 13.2 в случае, если их использование (предназначение для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 10 статьи 396 Налогового кодекса.

3) налог на имущество физических лиц за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года в отношении объектов, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности.

По мнению ФНС России, учитывая пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса, статью 16 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 2 Закона (в части условия использования (предназначения для использования) объектов налогообложения индивидуальных предпринимателей в предпринимательской деятельности) может распространяться:

- по общему правилу, на объекты налогообложения, за исключением жилых помещений, хозяйственных строений и сооружений, расположенных на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (далее - хозпостройки), а также индивидуальных гаражей и машино-мест;

- на жилые помещения, хозпостройки, индивидуальные гаражи и машино-места в случае, если их использование (предназначения для использования) в предпринимательской деятельности будет определено на основании представленных в налоговый орган документов, в т.ч. при рассмотрении заявления о предоставлении налоговой льготы, направленного в соответствии с пунктом 6 статьи 407 Налогового кодекса.

Льготы, предусмотренные Законом № 172-ФЗ, будут применены автоматически, заявление на льготу предоставлять не требуется.

 

5. Письмо ФНС России от 23.06.2020 № БС-4-21/10275@ «О применении беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по транспортному налогу физических лиц»

В соответствии с абзацем девятым пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс, в редакции Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ) в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

При этом, по мнению ФНС России, к сведениям, полученным в соответствии с Кодексом, относятся в том числе актуальные документированные сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, ранее представленные в налоговый орган, например, с заявлением о предоставлении налоговой льготы.

Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, абзац девятый пункта 3 статьи 361.1 Кодекса вступает в силу с 1 января 2020 года и не имеет ограничений по налоговым периодам, за которые может применяться указанный порядок предоставления налоговых льгот по налогу.

6. Письмо ФНС России от 07.10.2020 № БС-4-21/16390@ «О реализации абзаца девятого пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу, относятся, в том числе, Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (подпункт «г» пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Налогового кодекса проводит перерасчет налога.

При этом если перерасчет сумм ранее исчисленного налога не влечет направление налогового уведомления в связи с перерасчетом (в случае, когда подлежащая уплате сумма налога отсутствует в связи с предоставлением налоговой льготы), перерасчет налога проводится начиная с периода, в котором у налогоплательщика - физического лица возникло право на налоговую льготу, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

 

7. Письмо ФНС России от 24.11.2020 №БС-4-21/19238@ «О реализации отдельных норм Федерального закона от 23.11.2020 № 374-ФЗ, касающихся налогообложения имущества»

Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ (ред. от 29.12.2020) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 362 дополнена пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. В отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. С указанным заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения. Указанные заявление и документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиками - физическими лицами через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае, если документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о гибели или уничтожении объекта налогообложения, запрашивает сведения, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения.

Орган или иное лицо, получившие запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, исполняет указанный запрос в течение семи дней со дня его получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

Заявление о гибели или уничтожении объекта налогообложения рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного настоящим пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения такого заявления не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

По результатам рассмотрения заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения либо сообщение об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения.

В уведомлении о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания прекращения исчисления налога, объекты налогообложения и период, начиная с которого исчисление налога прекращается. В сообщении об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения должны быть указаны основания отказа в прекращении исчисления налога и объекты налогообложения.

Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о прекращении исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения, сообщения об отсутствии основания для прекращения исчисления налога в связи с гибелью или уничтожением объекта налогообложения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»

 

Обратиться с заявлением о предоставлении льготы по имущественным налогам можно в любой налоговый орган, в т.ч. через личный кабинет налогоплательщика, а также через МФЦ.

Информация о наличии права на льготу по определённому налогу в конкретном муниципальном образовании размещена на сайте ФНС России в сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» (https://www.nalog.ru/rn76/service/tax/).

От граждан, ранее предоставлявших документы в связи с имеющимся правом на льготу по уплате имущественных налогов, повторной подачи заявления о предоставлении налоговой льготы не требуется

24.02.2021 Уважаемые налогоплательщики!

Срок предоставления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц ф.3-НДФЛ за 2020 год для налогоплательщиков, обязанных декларировать доходы - 30 апреля 2021 года

 Декларацию о доходах  в налоговую инспекцию обязаны представить налогоплательщики, получившие доходы:

         полученные в порядке дарения не от близких родственников;

         в виде выигрышей в лотереи;

         от продажи имущества, находившегося в их собственности менее 5 лет;

         от продажи  ценных бумаг,  долей в уставном капитале;

         от сдачи имущества в аренду;

         от предпринимательской деятельности;

Заполнить налоговую декларацию можно   в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России (www.nalog.gov.ru)

24.02.2021 Официальное обращение

Руководствуясь задачей информирования широких кругов общественности и федеральных органов государственной власти в вопросах наращивания социально-экономического потенциала субъектов РФ и повышения доверия населения страны к деятельности

государственных органов управления, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина от 4 февраля 2021 года № 68

«Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», ОИА «Новости России» и редакция журнала «Экономическая политика России» (учрежден 12.04.2007 года Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минпромторгом России и Росстатом, свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-27975) формируют на портале https://regioninformburo.ru/

Всероссийский Сводный обзор: "Общественно-государственное партнерство в субъектах РФ 2021" https://regioninformburo.ru/vserossijskij-svodnyj- obzor-obshhestvenno-gosudarstvennoe-partnerstvo-v-subektah-rf-2021/

Целью данного информационного бесплатного ресурса является демонстрация эффективных направлений деятельности региональных и муниципальных органов власти касательно повышения общественного доверия к власти (доверия к Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, уровень которого определяется, в том числе, посредством оценки общественного мнения в отношении достижения в субъектах Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации), социально-экономического и инвестиционного развития территорий, обеспечения их финансовой стабильности и выработки стратегий ценообразования, развития предпринимательства и потребительского рынка, жилищного строительства и градостроительства, обновления промышленности и транспортной инфраструктуры, совершенствования системы АПК, ЖКХ, ТЭК и экологической безопасности, осуществления ветеринарной деятельности и лицензионного контроля, регулирования контрактной системы в сфере закупок и тарифного регулирования, занятости и трудовых отношений, укрепления продовольственной безопасности, природного, культурного, спортивно- туристского, научно-образовательного потенциала, улучшения доступности и качества услуг информатизации и связи, органов ЗАГС и нотариата, медицинской помощи, гражданской, правовой и социальной защиты населения Российской Федерации. Форма бесплатной регистрации для размещения важных новостей тут https://regioninformburo.ru/add-news/, а дополнительная информация здесь https://regioninformburo.ru/vserossijskij- svodnyj-obzor-obshhestvenno-gosudarstvennoe-partnerstvo-v-subektah-rf-2021/

Участники формирования Всероссийского Сводного обзора: "Общественно-государственное партнерство в субъектах РФ 2021" федеральные,

региональные и муниципальные государственные органы управления, а также учреждения, организации и предприятия всех видов муниципальных образований с учетом добавлений Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136−ФЗ (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район). Актуальные материалы органов исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований для публикации в рамках Федерального закона от 9 февраля 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а также других нормативно правовых актов регламентирующих их деятельность в части информационной открытости и в целях освещения деятельности власти на региональном и муниципальном уровне в отношении реализуемых программ поддержки населения будут сводиться в разделе https://regioninformburo.ru/category/society/



24.02.2021 Онлайн-курс «Охрана объектов культурного наследия: Ярославская область»

Ярославским государственным университетом имени П.Г. Демидова совместно с департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области создан онлайн-курс «Охрана объектов культурного наследия: Ярославская область» (https://stepik.org/course/57020/promo).

Главной целью онлайн-курса является представление историко-культурного наследия Ярославской области и практического опыта в сфере его охраны. Курс будет полезен собственникам и пользователям объектов культурного наследия, слушателям, имеющим профильное образование, а также значительно расширит кругозор слушателей без специальной подготовки, интересующихся вопросами истории, культуры и охраны историко-культурного наследия.

15.02.2021 Сигналы весны на спутниках связи

Космические спутники связи первыми чувствуют приближение весны. Земля, сделав оборот вокруг Солнца, поворачивается к светилу северным полушарием. В такое время наступает весенняя солнечная интерференция — моменты, когда Солнце оказывается ровно позади спутников связи. 

Солнце — мощный источник не только видимого света, но и радиоволн. «Солнечное вещание» на одной линии со спутником связи и принимающей земной станцией может перебить телесигнал. Суть явления проще всего представить через аналогию: если позади свечи включить прожектор, свеча станет незаметна в потоке света. Расположение Солнца на прямой линии со спутником связи и земной приемной станцией длится несколько минут, затем благодаря вращению Земли вокруг своей оси спутник связи уходит из-под «солнечной засветки». 

Большинство пользователей цифрового эфирного ТВ, скорее всего, не заметят изменений в качестве изображения. Но в такое время нельзя исключать периодическое кратковременное «замерзание» картинки, распад на пиксели, полное пропадание. Длится это недолго, от нескольких секунд до 10 минут. 

Время начала и окончания интерференции в Ярославской области — с даты 24 февраля 2021 года по 07 марта 2021г. с 11:16 до 11:38. График возможных перерывов трансляции теле- и радиопрограмм в каждом населенном пункте публикуется на сайте РТРС в разделе «Временные отключения телерадиоканалов» и в Кабинете телезрителя. В мобильном приложении «Телегид» вы найдете график во вкладке «Вещание».

«Телегид» — многофункциональный виртуальный проводник в телевизионном эфире: программа передач 20 обязательных общедоступных телеканалов с дополнительной информацией о каждой передаче, органайзер телезрителя и руководство по настройке телевизора и антенны на прием цифрового эфирного телевидения. Приложение бесплатно для пользователей. Скачивайте его в App Store или Play Market. 

15.02.2021 Ко всемирному дню радио

Ко Всемирному Дню радио: как слушать радиостанции через телевизор  

13 февраля в десятый раз отмечается Всемирный день радио. 

Праздник утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в 2011 году в честь создания в 1946 году «Радио ООН». В 2021 году девиз праздника: «Новый мир, новое радио. Эволюция, инновации, сближение». Сегодня радиостанции можно слушать во всех средах, в том числе и через телевизор.  

Телерадио

В 2019 году российское телевидение перешло на цифровые технологии. 98,4% населения получили возможность принимать 20 цифровых эфирных телеканалов и три радиостанции. В составе первого цифрового мультиплекса доступны «Радио России», «Маяк» и «Вести FM».  

По данным «Медиаскоп», почти 20% россиян слушают радио через телевизор. Это могут быть поклонники трех радиостанций, слепые и слабовидящие, а также люди, чья деятельность или образ жизни позволяют им слушать передачи, но не дают возможности смотреть. 

На волне с прогрессом 

Вся информация в эфире, будь то телепрограмма, разговор по мобильному телефону или сообщение космонавтам и возможным инопланетянам, передается с помощью радиоволн. Радиоволны различаются по своим техническим характеристикам: у длинных длина волны от 1 до 10 км и частота от 30 до до 300 кГц, у коротких длина от 10 до 100 метров и частота от 3 до 30 мГц. 

На заре радиовещания считалось, что только на длинных волнах можно передавать информацию на дальние расстояния. Казавшийся бесполезным коротковолновый диапазон был отдан на откуп радиолюбителям. И вдруг выяснилось, что короткие волны могут отражаться от земли и верхних слоев атмосферы. Благодаря многократному отражению, они распространяют информацию на тысячи километров даже при маломощном передатчике. Такая «дальнобойность» способствовала расцвету коротковолнового вещания. 

Сегодня короткие волны используются главным образом для любительской и профессиональной связи, некоторые страны используют его для радиовещания. КВ-вещание – самый эффективный способ передачи информации в чрезвычайных ситуациях, когда нет ни электричества, ни интернета, ни мобильной связи.

С середины XX века распространение получили ультракороткие волны (УКВ), к которым относятся и волны дециметрового диапазона – ДМВ. Прием цифрового эфирного телевидения в наших домах зависит именно от того, насколько хорошо ваша антенна ловит ДМВ-диапазон.  

Лови волну

Для приема волн разной длины нужны разные антенны. В бывшем СССР телевидение транслировалось в основном на метровых волнах (1-12 частотные каналы). И только в постсоветское время началось активное освоение телекомпаниями дециметрового диапазона (21-69 частотные каналы). Сейчас федеральные телеканалы вещают исключительно в ДМВ.   С советских времен на крышах стоят коллективные антенны метрового диапазона, да и личные антенны у многих зрителей по-прежнему принимают только метровые волны. Такая антенна может поймать цифровой телесигнал вблизи передающей станции. Но его мощность будет слабой, а то и вовсе недостаточной. Поскольку в цифровом телевещании нет привычных помех, для зрителя картинка будет то выглядеть отличной, то исчезать совсем.  

Только дециметровая антенна может стабильно без перебоев принимать сигнал цифрового эфирного телевидения. Обычно она выглядит, как елка, – длинная палка с небольшими увеличивающимися поперечинами. 

Для качественного приема рекомендуем выбирать дециметровые логопериодические антенны. Это конструкции из двух основных стержней, направленных на источник передачи. Поперек них расположены более короткие стержни разной длины – вибраторы. Они сконструированы таким образом, чтобы стабильно улавливать сигнал. 

Антенну нужно направить в сторону ближайшей телебашни. Но возможны случаи, когда телебашня закрыта другим зданием, или окна обращены в другую сторону. И вот тут можно использовать способность ДМВ-волн отражаться от твердых поверхностей. То есть антенну можно сориентировать на видимую стену соседнего дома, на гору. Необходимо вращать ее, добиваясь максимально возможной мощности принимаемого сигнала. Следить за этим показателем позволяет индикатор уровня и качества сигнала. Такой индикатор встроен в большинство цифровых телевизоров и приставок. Он появляется на экране во время ручной настройки телеканалов. Обычно для этого нужно выбрать в меню позицию «Настройка каналов» и далее «Ручная настройка». В появившемся поле необходимо ввести номер телевизионного канала и/или частоту мультиплексов в вашем населенному пункте (их можно посмотреть на сайте ртрс.рф).

На всех цифровых приемниках есть кнопка переключения из режима радио в режим телепросмотра и обратно. Обычно эта кнопка так и называется TV/RADIO, реже TV/R или просто RADIO. 

С точки зрения физика, телевидение – это радио с картинкой. И даже первые телепередачи начинались с приветствия радиозрителей. Хотя телевизор выглядит очень внушительным прибором, без правильно подобранной антенны он глух и слеп. 

05.02.2021 Газовая безопасность